Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Благословен источник или нет, зависит от человека, черпающего из него»Баал Шем Тов
Тема

Брайта

Брайта или барайта (арам. «внешняя») — это алахическое положение или агада, которые не были включены в Мишну, кодифицированную раби Йеудой а-Наси.

Оглавление

«Вне» Мишны [↑]

Не все устные предания включил раби Йеуда а-Наси, которого также называли просто Раби, в канон Мишны. Те устные предания, которые остались «вне» Мишны, записанной Раби и его собранием мудрецов, называются брайтот (в единственном числе — брайта). Источник слова «брайта» — арамейское слово «бар», что означает — «вне», «снаружи».

Мишна составлялась для заучивания наизусть, поэтому Раби выбирал наиболее краткие, а также связанные в логическую или мнемоническую цепи формулировки закона. Однако при объяснении положений Мишны Раби пользовался этими «невключенными», т. е. оставшимися «вне» Мишны, законами. Эти законы, брайтот, также были собраны и упорядочены. Лишь некоторые из брайтот были составлены в Вавилоне, а большая их часть была создана в Земле Израиля.

Сборники брайтот [↑]

Часть брайтот были записаны раби Хией, другая часть — его ближайшим учеником раби Ошаей бар Хама. В трактате Хулин (141аб) указывается, что «любая брайта, которую не редактировали р. Хия и р. Ошая, недостаточно достоверна и не может служить доказательством при законодательном обсуждении». Составленный ими сборник брайтот получил название Тосефта (дополнение) к Мишне.

Мидраши танаев также представляют собой брайты. Каждая книга мидрашей относится к одной или нескольким книгам Пятикнижия (тем из них, в которых приведены законы): к ШмотМехильта дераби Ишмаэль и Мехильта дераби Шимон бар Йохай, к Ваикра — Торат коаним или Сифра, к Бемидбар и Дварим — Сифри. Перечисленные мидраши содержат, в основном, алаху, однако нередки в них и агадические толкования.

Автор брайты именуется танна бара (внешний тана) в отличие от танна дидан (наш танна, то есть танна Мишны). В Талмуде также цитируются и брайты, не представленные ни в одном из дошедших до нас сводов.

Некоторые брайтот получили широкое распространение — и не только среди изучающих Талмуд. Например, всем известны тринадцать правил толкования Торы, которые были сформулированы в брайте Раби Ишмаэля.

Выводить материалы