Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Где находится Всевышний? Там, куда Его впускают»Раби Менахем-Мендель из Коцка
В Талмуде рассказывается, что, когда р. Ошая был еще ребенком, его отец, раби Хама бар Бисна, отправился в другой город, чтобы изучать там Тору с прославленными учеными

Раби Ошая бар Хама — ближайший ученик р. Хии (см.); составитель Тосефты, собиратель и редактор барайт.

Родился на юге Земли Израиля (ИТ Нида 3:2); в детстве учился у своего отца р. Хамы бар Бисны, знаменитого знатока Торы (Седер адорот).

В Талмуде рассказывается, что, когда р. Ошая был еще ребенком, его отец, раби Хама бар Бисна, отправился в другой город, чтобы изучать там Тору с прославленными учеными. Он не был дома 12 лет. Возвратившись в родной город, р. Хама сразу же зашел в бейт мидраш, — и там разговорился с одним из молодых знатоков Торы. Раби Хама был поражен его глубокими познаниями и удивительной мудростью. Когда же р. Хама пришел домой, внезапно дверь отворилась и на пороге появился тот самый юноша, с которым он только что познакомился в бейт мидраше. Р. Хама сразу встал перед ним — как перед выдающимся мудрецом, а жена р. Хамы удивленно спросила: «Разве теперь отец встает перед сыном?!» (Ктубот 62б).

Наставниками р. Ошаи в углубленном постижении Торы были ближайшие ученики р. Йеуды Анаси, и в первую очередь, р. Хия (ИТ Шабат 3:1; Седер адорот).

Р. Ошая отличался особой диалектичностью своего подхода к каждой проблеме. Талмуд отмечает, что «р. Ошая в своем поколении был подобен р. Меиру в своем поколении — как оппоненты р. Меира, так и оппоненты р. Ошаи, были не в состоянии адекватно воспринять их диалектику» (Эрувин 53а). Раши поясняет: Р. Ошая, подобно р. Меиру, обладал способностью с равной убедительностью обосновывать точки зрения, которые казались его оппонентам противоречащими друг другу.

Вскоре после смерти р. Йеуды Анаси р. Ошая основал ешиву в Кейсарии (ИТ Терумот 10:2). Среди его учеников был и р. Йоханан (см.), составитель Иерусалимского Талмуда и глава следующего поколения мудрецов Земли Израиля (Эрувин 53а).

Вместе с р. Хией р. Ошая завершил редактирование барайт — не включенных в Мишну законов, на которых базируются талмудические дискуссии. В трактате Хулин (141аб) указывается, что «любая барайта, которую не редактировали р. Хия и р. Ошая, недостаточно достоверна и не может служить доказательством при законодательном обсуждении».

Р. Хия и р. Ошая также завершили составление Тосефты, второго по значению, после Мишны, кодекса законов Устной Торы (Седер адорот).

С разрешения издательства Швут Ами


В этой главе мы остановимся на законах, связанных с последними часами пребывания человека в этом мире и с теми обязанностями, которые падают на близких умершего. Читать дальше

Йорцайт

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Черный обелиск, или История об антисоветском памятнике

Михаил Володин

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Месяц Ав

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Законы и обычаи месяца Ав