Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Именно р. Ханине принадлежит знаменитая формула тотальной зависимости человека от воли Всевышнего: «На земле человек не ушибет пальца, если в Небесах не будет вынесен соответствующий приговор»

Раби Ханина бар Хама — ближайший ученик р. Йеуды Анаси; его преемник в качестве главы ешивы в Ципори.

Родился в Вавилонии; переехав в Землю Израиля, поселился в Ципори и учился там в ешиве р. Йеуды Анаси (ИТ Пеа 7:3, Нида 2:7).

Его ближайшими друзьями и сотрудниками в изучении Торы были р. Хия (см.), р. Ошая (см.), р. Йеошуа бен Леви (см.) и сыновья р. Йеуды Анаси — р. Гамлиэль (см.) и р. Шимон.

Перед смертью р. Йеуда Анаси завещал, чтобы именно р. Ханина бар Хама сменил его во главе ешивы (Ктубот 103б). Отдавая все свое свободное время изучению Торы и воспитанию учеников, р. Ханина зарабатывал на жизнь продажей меда — его дело шло настолько успешно, что он смог на свои средства построить новый дом учения в Ципори.

Раби Ханина был также прославленным врачом, спасшим жизнь многим своим пациентам (Йома 49а). Он и сам сохранил свежесть и здоровье до глубокой старости — Талмуд свидетельствует, что и в восемьдесят лет он мог, «стоя на одной ноге, натянуть ботинок на другую» (Хулин 24б).

Именно р. Ханине принадлежит знаменитая формула тотальной зависимости человека от воли Всевышнего: «На земле человек не ушибет пальца, если в Небесах не будет вынесен соответствующий приговор» (там же 7б). В то же время, даже в ситуации тотальной зависимости, воля человека остается парадоксально свободной — тот же р. Ханина учил: «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами» (Брахот 33б).

Раши комментирует это противоречие так: «Все, что будет с человеком, в руках Всевышнего — например, вырастет он высоким или низким, будет ли он бедным или богатым, мудрым или глупым, блондином или брюнетом — все это в руках Небес. Но станет он праведником или злодеем — решают не на Небесах; этот выбор передан человеку — перед ним два пути, и он должен избрать один из них, руководствуясь страхом перед Небесами» (там же).

Путь к всемирной гармонии и братству людей р. Ханина видел в глубинном постижении Торы, отражающей Б-жественный разум. Он говорил: «Изучающие Тору умножают мир во Вселенной» (там же 64а).

Ближайшими учениками р. Ханины были р. Йоханан (см.), составитель Иерусалимского Талмуда, и его друг и постоянный оппонент р. Шимон бен Лакиш (см.) — лидеры следующего поколения мудрецов Земли Израиля.

С разрешения издательства Швут Ами


Современный термин «харедим» взят из слов пророка Йешаяу: «Слушайте слово Вс-вышнего, трепещущие пред словом Его!» Словосочетание «харедим лидвар Ашем» («трепещущие перед словом Вс-вышнего») со временем сократилось до слова «харедим» (трепещущие). Читать дальше

Бамбуковая колыбель 14. Гиюр по Галахе

Доктор Авраам Шварцбаум,
из цикла «Бамбуковая колыбель»

Приобрести книгу « Бамбуковая колыбель » в нашем онлайн магазине Приемные родители китаянки понимают, что другого выхода, кроме как пройти ортодоксальную церемонию гиюра, у них нет

Место в автобусе

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

В общественном транспорте религиозные мужчины и женщины сидят отдельно. Такой обычай проистекает из еврейских законов скромности, запрещающих общение между чужими людьми разных полов.

Одежда

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

По материалам газеты «Истоки»

Неприятные мелочи. Назад к корням

Рав Александр Айзенштадт,
из цикла «О трудностях вхождения в религиозное общество»

Из общения со множеством «баалей тшува» я вижу, что сами эти люди и спустя 15-20 лет не готовы анализировать, в чем причина их трудностей, в то время как корень проблемы нужно искать в самом начале — в драме перевоплощения человека.