Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Именно р. Ханине принадлежит знаменитая формула тотальной зависимости человека от воли Всевышнего: «На земле человек не ушибет пальца, если в Небесах не будет вынесен соответствующий приговор»

Раби Ханина бар Хама — ближайший ученик р. Йеуды Анаси; его преемник в качестве главы ешивы в Ципори.

Родился в Вавилонии; переехав в Землю Израиля, поселился в Ципори и учился там в ешиве р. Йеуды Анаси (ИТ Пеа 7:3, Нида 2:7).

Его ближайшими друзьями и сотрудниками в изучении Торы были р. Хия (см.), р. Ошая (см.), р. Йеошуа бен Леви (см.) и сыновья р. Йеуды Анаси — р. Гамлиэль (см.) и р. Шимон.

Перед смертью р. Йеуда Анаси завещал, чтобы именно р. Ханина бар Хама сменил его во главе ешивы (Ктубот 103б). Отдавая все свое свободное время изучению Торы и воспитанию учеников, р. Ханина зарабатывал на жизнь продажей меда — его дело шло настолько успешно, что он смог на свои средства построить новый дом учения в Ципори.

Раби Ханина был также прославленным врачом, спасшим жизнь многим своим пациентам (Йома 49а). Он и сам сохранил свежесть и здоровье до глубокой старости — Талмуд свидетельствует, что и в восемьдесят лет он мог, «стоя на одной ноге, натянуть ботинок на другую» (Хулин 24б).

Именно р. Ханине принадлежит знаменитая формула тотальной зависимости человека от воли Всевышнего: «На земле человек не ушибет пальца, если в Небесах не будет вынесен соответствующий приговор» (там же 7б). В то же время, даже в ситуации тотальной зависимости, воля человека остается парадоксально свободной — тот же р. Ханина учил: «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами» (Брахот 33б).

Раши комментирует это противоречие так: «Все, что будет с человеком, в руках Всевышнего — например, вырастет он высоким или низким, будет ли он бедным или богатым, мудрым или глупым, блондином или брюнетом — все это в руках Небес. Но станет он праведником или злодеем — решают не на Небесах; этот выбор передан человеку — перед ним два пути, и он должен избрать один из них, руководствуясь страхом перед Небесами» (там же).

Путь к всемирной гармонии и братству людей р. Ханина видел в глубинном постижении Торы, отражающей Б-жественный разум. Он говорил: «Изучающие Тору умножают мир во Вселенной» (там же 64а).

Ближайшими учениками р. Ханины были р. Йоханан (см.), составитель Иерусалимского Талмуда, и его друг и постоянный оппонент р. Шимон бен Лакиш (см.) — лидеры следующего поколения мудрецов Земли Израиля.

С разрешения издательства Швут Ами


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!