Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек уважает отца и мать, Творец, благословен Он, говорит: Это значит, что он чтит Меня»Вавилонский Талмуд, Трактат Нида 31а
Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Перед нами одна из центральных глав Торы. В ней рассказывается, как евреи получали Тору на горе Синай. И еще в ней приведены те Десять заповедей, что были записаны на огромных каменных блоках (и которые по-русски почему-то называются Скрижалями).

Строго говоря, главы Торы не делятся на более важные и менее важные. Все одинаково важно и значимо. Но Десять заповедей, скрижали пророка Моше, дарование нашему народу Торы, — все это заслуживает особого рассмотрения. Поэтому наша глава — центральная в Торе.

В ней описывается событие, ради которого евреи вышли из Египта, ради которого они появились на свет, ради чего жили Авраам, Ицхак и Яаков. Ради чего вообще был создан весь мир.

Главное событие человеческой истории. А называется глава, заметьте, именем человека, который был священником народа Мидьян, т.е.

неевреем. Нееврей дал название центральной главе нашего Писания! Почему? Об этом ниже. Но сначала о даровании Торы.

Разные народы по-разному получают свои религиозные представления о мире. Одни племена принимают их от отцов, не задумываясь, как они к тем попали. Другие, приобретая религиозные знания, фиксируют в своих священных текстах факт их появления — как, откуда и на кого «снизошло чудесное откровение».

Возникновение так называемых «мировых религий» обычно происходит по следующей схеме. Некий человек впадает в состояние «озарения», общаясь с Высшей духовной силой. Затем, провозгласив себя пророком, направляется к людям, среди которых находит тех, кто ему верят или делают вид, что верят, но так или иначе поддерживают его. Кучка адептов пробивает дорогу возникшей религии. Рекламируют ее при помощи летучих митингов, демонстрации паранормальных явлений, устройства шумных скандалов с властями и пр. К ним присоединяются другие люди, племена и народы, движимые любопытством или принуждением. После чего происходит канонизация первоначальных текстов, а также образов отцов-зачинателей. Одного объявляют воплощением бога, воскресшим после смерти, которую он принял на себя во искупление людских пороков; другого — истинным пророком, пришедшим из глубин Аравии, чтобы мечом насадить человеколюбие; третьего — просто Буддой, взявшегося доказать нереальность существования реального мира, представленного в дхармах (по крайней мере, так следует из учения Нагарджуны, если вы знакомы с этим именем).

И только еврейский народ получил свою религию совсем другим путем. Никто не пришел к нам и не сказал: верьте мне, люди! Никто не приглашал нас верить. Мы сами все видели своими глазами. Весь народ стоял у горы Синай. «И вот, на третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, густое облако на горе, весьма сильный звук шофара (шофар — воловий рог, обладающий резким, громким звуком). И вздрогнул весь народ, что был в стане… Вся гора Синай дымилась… поднимался от нее дым, как из печи, и вся она весьма содрогалась. А звук шофара становился все сильней и сильней. Моше говорил, а Всевышний отвечал ему голосом».

Если кому-то пришло в голову сочинить Тору, написать ее, подобно тому как пишут романы и сценарии, то он, согласитесь, рисковал тем, что его поднимут на смех. Мне заявляют, что мой народ получил Тору, а я не верю — я там не был. Мне говорят, что ее получили наши отцы и рассказали об этом своим детям, те своим и т.д., но я, русский еврей, от своего отца ее не получал! Мой отец был нормальным советским коммунистом, весьма далеким от религии. Мне говорят, что если не твой дед, то отец твоего деда получил ее от своего отца, а я опять не верю.

Пустое! Допустим, однажды «раввины, попы и клерикалы» решили закабалить народ путами суеверий и начали уверять «темную массу» в том, что будто бы она, эта темная масса, получила Тору от своих отцов. После первого религиозного собрания темная масса пришла домой и объявила своим немощным родителям, лежащим на печи: отцы, эту Тору мы получили от вас! Если те старики были настоящими евреями, они, не сомневайтесь, подняли бы гевалт: от нас?! сказки, халоймес! мы ничего не передавали!.. Вы говорите: уж очень дремучие они были, чтобы возражать. Но посмотрите на сам текст Торы, почитайте об этих «дремучих поколениях». Да во всей истории с Моше, при всем долгом путешествии евреев через пустыню — они вели себя точно так же, как на их месте вело бы себя наше поколение, как ведут себя обычные евреи — с жалобами, неверием в собственные силы, постоянно плача и требуя лучшей доли. Нет, отнюдь не дремучими были те евреи. А так все и произошло на самом деле. «Моше говорил, а Всевышний отвечал ему голосом».

О Десяти заповедях мы поговорим в следующий раз. Но почему недельная глава называется Йитро? Да потому что в этом заключен большой урок. Йитро, тесть Моше, изучил все религии того времени, все теории и философии. И во всех них разуверился, ибо не выдерживают они критики. Но встретившись с евреями, признал их правоту. И, говорят, даже перешел в иудаизм. А раз так, то признать Всевышнего как Творца всей вселенной может любой человек, независимо от того, еврей он или нееврей. Что и произошло с мидьянским священником Йитро.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.