Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Наши мудрецы сказали, что всякий, кто гневается, подобен идолопоклоннику. Причина этого в том, что в момент гнева он утрачивает веру в Б-га. Ведь если бы он верил, что данная неприятность - от Всевышнего, он бы не гневался вовсе»Тания
Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Перед нами одна из центральных глав Торы. В ней рассказывается, как евреи получали Тору на горе Синай. И еще в ней приведены те Десять заповедей, что были записаны на огромных каменных блоках (и которые по-русски почему-то называются Скрижалями).

Строго говоря, главы Торы не делятся на более важные и менее важные. Все одинаково важно и значимо. Но Десять заповедей, скрижали пророка Моше, дарование нашему народу Торы, — все это заслуживает особого рассмотрения. Поэтому наша глава — центральная в Торе.

В ней описывается событие, ради которого евреи вышли из Египта, ради которого они появились на свет, ради чего жили Авраам, Ицхак и Яаков. Ради чего вообще был создан весь мир.

Главное событие человеческой истории. А называется глава, заметьте, именем человека, который был священником народа Мидьян, т.е.

неевреем. Нееврей дал название центральной главе нашего Писания! Почему? Об этом ниже. Но сначала о даровании Торы.

Разные народы по-разному получают свои религиозные представления о мире. Одни племена принимают их от отцов, не задумываясь, как они к тем попали. Другие, приобретая религиозные знания, фиксируют в своих священных текстах факт их появления — как, откуда и на кого «снизошло чудесное откровение».

Возникновение так называемых «мировых религий» обычно происходит по следующей схеме. Некий человек впадает в состояние «озарения», общаясь с Высшей духовной силой. Затем, провозгласив себя пророком, направляется к людям, среди которых находит тех, кто ему верят или делают вид, что верят, но так или иначе поддерживают его. Кучка адептов пробивает дорогу возникшей религии. Рекламируют ее при помощи летучих митингов, демонстрации паранормальных явлений, устройства шумных скандалов с властями и пр. К ним присоединяются другие люди, племена и народы, движимые любопытством или принуждением. После чего происходит канонизация первоначальных текстов, а также образов отцов-зачинателей. Одного объявляют воплощением бога, воскресшим после смерти, которую он принял на себя во искупление людских пороков; другого — истинным пророком, пришедшим из глубин Аравии, чтобы мечом насадить человеколюбие; третьего — просто Буддой, взявшегося доказать нереальность существования реального мира, представленного в дхармах (по крайней мере, так следует из учения Нагарджуны, если вы знакомы с этим именем).

И только еврейский народ получил свою религию совсем другим путем. Никто не пришел к нам и не сказал: верьте мне, люди! Никто не приглашал нас верить. Мы сами все видели своими глазами. Весь народ стоял у горы Синай. «И вот, на третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, густое облако на горе, весьма сильный звук шофара (шофар — воловий рог, обладающий резким, громким звуком). И вздрогнул весь народ, что был в стане… Вся гора Синай дымилась… поднимался от нее дым, как из печи, и вся она весьма содрогалась. А звук шофара становился все сильней и сильней. Моше говорил, а Всевышний отвечал ему голосом».

Если кому-то пришло в голову сочинить Тору, написать ее, подобно тому как пишут романы и сценарии, то он, согласитесь, рисковал тем, что его поднимут на смех. Мне заявляют, что мой народ получил Тору, а я не верю — я там не был. Мне говорят, что ее получили наши отцы и рассказали об этом своим детям, те своим и т.д., но я, русский еврей, от своего отца ее не получал! Мой отец был нормальным советским коммунистом, весьма далеким от религии. Мне говорят, что если не твой дед, то отец твоего деда получил ее от своего отца, а я опять не верю.

Пустое! Допустим, однажды «раввины, попы и клерикалы» решили закабалить народ путами суеверий и начали уверять «темную массу» в том, что будто бы она, эта темная масса, получила Тору от своих отцов. После первого религиозного собрания темная масса пришла домой и объявила своим немощным родителям, лежащим на печи: отцы, эту Тору мы получили от вас! Если те старики были настоящими евреями, они, не сомневайтесь, подняли бы гевалт: от нас?! сказки, халоймес! мы ничего не передавали!.. Вы говорите: уж очень дремучие они были, чтобы возражать. Но посмотрите на сам текст Торы, почитайте об этих «дремучих поколениях». Да во всей истории с Моше, при всем долгом путешествии евреев через пустыню — они вели себя точно так же, как на их месте вело бы себя наше поколение, как ведут себя обычные евреи — с жалобами, неверием в собственные силы, постоянно плача и требуя лучшей доли. Нет, отнюдь не дремучими были те евреи. А так все и произошло на самом деле. «Моше говорил, а Всевышний отвечал ему голосом».

О Десяти заповедях мы поговорим в следующий раз. Но почему недельная глава называется Йитро? Да потому что в этом заключен большой урок. Йитро, тесть Моше, изучил все религии того времени, все теории и философии. И во всех них разуверился, ибо не выдерживают они критики. Но встретившись с евреями, признал их правоту. И, говорят, даже перешел в иудаизм. А раз так, то признать Всевышнего как Творца всей вселенной может любой человек, независимо от того, еврей он или нееврей. Что и произошло с мидьянским священником Йитро.


Тора запрещает поддерживать тех, кто разжигает споры и занимается деятельностью, в результате которой умножаются раздоры и разногласия. Читать дальше

Великие битвы и как их пережить

Эстер Оффенгенден

И вот, наконец-то, засучив рукава, начинаем учиться спорить, ругаться и ссориться, критиковать, высказывать всё, что накипело, что-то делать с эмоциями и теми, кто их вызывает.

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

Не поступай как Корах и его община. Корах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Корах пытался поднять бунт. Он опирался на галахические вопросы, чтобы отнять власть у Моше, избранного Б-гом лидера.

Спор губит даже наиболее возвышенные вещи

Хаим Фридман

Запись беседы с руководителем нашего поколения равом Аароном-Йеудой-Лейбом Штайнманом в его доме на исходе субботы перед праздником Шавуот 19 мая

Примирение

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Решение «вернуться» не означает побега от реальности или попытки найти опору в религии в тяжелый период жизни. Это здоровое и взвешенное заключение, к которому вполне может прийти любой человек.

Недельная глава Корах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»

Тяжкий грех — говорить плохо обо всем еврейском народе. Хукат

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Каким образом Моше обвинил весь народ в бунте? Еврейский лидер всегда тщательно выбирал слова, это произошло и сейчас.

Давид. Бегство от Шауля

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Трижды за Давидом приходили посланцы Шауля, но при виде того, как Шмуэль обучает пророков, они ощущали схождение на них духа святости и присоединялись к ученикам Шмуэля.

Просьба о прощении

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Если же супруги не привыкли просить прощения, и вместо признания своих ошибок заняты попытками найти оправдание своему поведению, и тогда, без всякого сомнения, они не вынесут никаких уроков из провала и промаха.

Избранные комментарии на главу Корах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

За общественным протестом всегда скрываются конкретные лидеры. Важно уяснить себе, что движет этими людьми, забота о народе или личные амбиции.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Ахия Ашилони

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Принадлежал к колену Леви. По свидетельству кабалистов, он был воплощением души праотца Авраама