Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Итро предложил Моше передать судебные полномочия другим людям. Подробнее о причине такого решения.

Задумавшись об организации судопроизводства и военных действий, то есть, самого насущного для существования нации, Итро в своей мудрости осознал, как и наш Учитель Моше, что чем больше людей будут отвечать за них, тем меньше будет в них порядка. Поэтому они изначально отказались от мысли назначить начальников над десятками тысяч, сотнями тысяч и над еще большими группами, так как слишком большое количество ступеней управления сделает его неустойчивым. Они сочли, что наивысшим звеном руководства должны быть начальники над тысячами. Для суда этого достаточно, поскольку один начальник вполне способен уладить споры подчиненной ему тысячи. Но что касается военных действий, уже не так просто будет найти человека с таким сильным характером, чтобы управлять в бою целой тысячей и заставлять ее строго исполнять приказы. Здесь уже никак не обойтись без младших начальников над сотнями и десятками; впрочем, и для судопроизводства они тоже нужны. А разделить между ними обязанности можно тремя различными способами.

Первый способ состоит в том, чтобы выбирать судей по способностям и по склонностям. Тогда часть судей будет заниматься имущественными вопросами, а часть — уголовными. А среди имущественных дел некоторые будут заниматься только недвижимостью, а некоторые — только торговыми сделками, и так далее. А поскольку такие судьи должны быть в каждом колене, их, несомненно, потребуется достаточно много.

Второй способ состоит в том, чтобы разделить судей по способностям и по сумме, о которой идет спор. То есть, одни будут заниматься только сделками стоимостью до десяти серебряных шекелей, вторые — до пятидесяти, третьи — до ста, а четвертые — до тысячи. А если спорная сумма больше, то это уже будет одним из сложных случаев, о которых Моше сказал: «А всякое тяжелое дело приводите ко мне». Тогда можно сказать, что именно это разделение Писание имело в виду, когда говорило о «начальниках тысяч, начальниках сотен, начальниках пятидесяти и начальниках десяти»: судьи, выносящие приговоры о суммах до тысячи, до ста и так далее.

Третий способ — чисто организационный. Он исходит из того, что в большом центральном городе бывают случаи, которые следует разбирать только в собрании, например, тысячи людей, специально уполномоченных для этого. Некоторые же случаи требуют для своего разрешения ста официальных советников, третьи могут разрешить пятьдесят или сорок судей, а для остальных хватит и десяти «тех, по чьим словам будет разрешаться всякая ссора и всякий ущерб».

Если ты внимательно изучишь эти варианты, ты увидишь, что все они используются в наши дни в великом городе Венеции. Там есть Большой Совет, в который входит более тысячи человек, второй Совет, называемый Паргахия, состоящий из двухсот человек, Совет из сорока человек, Квирентия, и Совет десяти, называемый Косиго ди Даян. (В русской исторической традиции они называются, соответственно, Совет Двухсот, Совет Сорока и Совет Десяти — перев.). И для меня несомненно, что именно это имела в виду Тора, когда говорила о «властителях тысячи, властителях сотни, властителях пятидесяти и властителях десятка». Когда говорится «властители тысячи» — имеется в виду та тысяча министров, которая входит в Большой Совет. «Властители сотни» составляют второй Совет, «властители пятидесяти» — третий, а «властители десяти» — четвертый.

Такие Советы были в каждом колене отдельно, потому что они ведь организовывались не по количеству подчиненных, а по количеству самих судей и руководителей, когда в зависимости от важности спорного вопроса с ним обращаются в больший или меньший Совет.

Десять достоинств, благодаря которым Моше-рабейну был избран для получения Торы (19:3)

Первое достоинство — телесное, то есть, само строение его тела и всех его органов. Телесное совершенство Моше проявилось еще при его рождении, когда о его матери было сказано: «И увидела, что он хорош». Наши мудрецы объясняют: она заметила, что он родился обрезанным, то есть, с детства отделенным от материальности и от телесных страстей. И то, что он был в состоянии три раза подряд провести на горе Синай по сорок дней, тоже указывает на его телесную крепость. Ведь все три раза он не ел и не пил, что избавило его от необходимости выводить из тела отбросы, которые образуются из остатков еды и питья, а также от необходимости спать, потому что сонливость тоже возникает после сытной еды. Он не смог бы выдержать этого, не будь его тело таким крепким и сильным! Оно существовало не за счет борьбы противоположных качеств, оно чудесным образом целиком имело природу небесных сил. Когда он спустился с горы Синай в последний раз, его лицо излучало свет! И еще одно указывает на его телесное совершенство: когда ему было уже 120 лет, «не притупилось его зрение и не иссохла его влага». Именно потому, что его тело было таким великолепным и таким совершенным, Б-г благословенный скрыл его после смерти Моше, сделав так, что «никто не знает места погребения его до сего дня». То же самое затем случилось с Ковчегом Завета и другими принадлежностями Храма, которые после его разрушения были захоронены под землей в неизвестном до сих пор месте.

Второе достоинство Моше — это его душевные качества. Во-первых, он воздерживался и отдалялся от материального, о чем свидетельствует проведенное им на горе Синай время, в течение которого он не ел и не пил. В это время он приобрел свойство характера, которое затем сопровождало его всю жизнь: «не голод хлеба и не жажда воды». Он выбирал себе кушанья того качества и в таком количестве, которые определял и подсказывал разум: только для поддержания жизни, но не ради чревоугодия. Кроме того, на это же указывает его отдаление от жены, так что из-за этого среди евреев даже начался ропот, «и возревновали его братья его».

Писание говорит нам и о его прямоте и добросердечии. Ведь, несмотря на то, что он воспитывался во дворце, среди царской роскоши, он вышел к своим братьям, увидел их непосильную работу и, хотя был еще совсем молодым двадцатилетним юношей, глубоко проникся их бедами. Он убил египтянина, притеснявшего еврея, а на следующий день вмешался уже в ссору двух евреев, упрекнув обидчика: «Злодей! Зачем ты собираешься ударить своего брата?» Когда он оказался в стране Мидьян и увидел, как пастухи отнимают воду у дочерей Итро, он снова вмешался и выручил их.

Совершенство душевных качеств Моше видно и из того, что он полностью оставил зависть, материальные страсти и жажду поклонения, о чем свидетельствует само Писание: «А муж Моше — самый скромный из всех людей на земле». А во время истории с Эльдадом и Мейдадом он сказал своему ученику Йеошуа: «Не ревнуешь ли ты ради меня? Кто бы помог сделать так, чтобы весь народ Б-га стал пророчествовать…»

Третье достоинство Моше — это его познания и мудрость, которые он получил через пророчество. Он познал природу всех вещей, и небесных, и земных, увидел и понял весь замысел изначального сотворения мира, как оно происходило и как «один день другому говорил речь». Для него была открыта внутренняя суть и смысл смены поколений, каждого из первых лет существования мира, потопа, Вавилонской башни и истории наших праотцев. Он увидел силой разума вышние духовные создания, «сыновей Б-га» и ангелов, которые приходили к Аврааму и к Лоту. Он узнал все о небесных действующих силах, о том, как они воздействуют на материальный мир и как управляют им, поскольку помнил каждую подробность сотворения мира и точно знал, Кто и как вращает Небесную сферу. Писание говорит: «Восседающий на Небесах тебе в помощь», — и наши мудрецы (Рош ашана 21) объясняют, что при сотворении мира в нем были созданы пятьдесят врат познания, и ключи от них всех были переданы Моше, кроме одних единственных, о чем говорит стих: «…И лишь чуть преуменьшил его перед Б-гом».

Четвертое достоинство Моше и четвертое его совершенство состоят в том, что, в отличие от всех других пророков, он был способен принять пророчество во всякое время. Б-г даровал ему такую способность, так как хотел отличить его от прочих и дать ему возможность пророчествовать без посредников, так как первоначальный пророческий импульс, посылаемый Самим Б-гом, ничем не ограничен и определяется способностью пророка воспринять его, — в отличие от пророчества, которое передается через посредника. Именно это имел в виду Б-г, сказав Моше: «А ты здесь будешь стоять, рядом со Мной», — поскольку физические способности Моше уснули и все его материальные страсти умерли. Теперь он был постоянно готов к близости к Б-гу, его душа была связана с телом уже не жестко, а так, как Небесная сфера связана с низшими сферами, которые она вращает: она, хотя и приводит их в движение, остается независимой от них.

Пятое достоинство и пятое совершенство Моше состоит в том, что он спас, избавил и вывел евреев из египетского рабства, возглавил их войны и добился победы. Никто из других пророков этого не сделал! Об этом говорит пророк Йешаяу: «И вспомнил народ Его древние дни Моше. Где Тот, Кто поднял их из моря вместе с пастырем Его стада? Где Тот, Кто вложил в него дух святости? Направлял Он десницу Моше Своей прославленной мышцей, рассек воды пред лицом их…» Я уже говорил в другом месте, объясняя этот стих, что именно Моше рассек перед евреями Красное море и именно Моше вывел евреев из Египта «знаками, знамениями и чудесами», и именно Моше выиграл войну с Амалеком, а затем — войну с Мидьяном и войну с Сихоном и Огом, обеспечив народу Израиля чудесную Б-жественную победу. Действительно, были пророки, которые возвещали и изгнание, и последующее Избавление, но никто из них не достиг столь высокого уровня, чтобы самому избавить Израиль, самому совершить чудеса и самому выиграть войны.

Шестое достоинство и шестое совершенство Моше состояло в том, что в его душе соединились все лучшие качества нашего народа и его предводителей. У нашего народа всегда были малые суды, заседавшие на городских площадях; они могли рассудить и денежные вопросы, и случаи, когда людей было необходимо наказывать. Кроме этого, был и главный суд, или Великий Санхедрин. А еще для духовного наставления народа в нем были левиты, коэны и пророки. Эти две структуры в сумме составляют шесть уровней: три материальных и три духовных. А в Моше-рабейну все эти шесть уровней сошлись и объединились. Моше был членом обычного суда: «И сидел Моше, чтобы судить народ с утра до вечера». Входил он также в главный суд и был главой Санхедрина, о чем говорит стих: «А трудные случаи приведите ко мне». Он был и царем, так как стих говорит: «И стал в Йешуруне царем», — а наши мудрецы объясняют, что речь здесь идет о Моше. Он также относился к колену леви, избранному Б-гом, то есть, был левитом, а, кроме того, коэном, поскольку все семь дней милуим, посвящения Аарона и его сыновей, он служил как коэнгадоль, первосвященник, и входил в Святая Святых, когда пожелает. Наши мудрецы выводят это из того, что Аарону было дано специальное запрещение: «И пусть не входит во всякое время в Святыню», — значит, Моше, в отличие от Аарона, имел такое право! И, наконец, он был главой и учителем всех пророков. Получается, что он объединил в себе все должности и все уровни, установленные в нашем народе. А из остальных пророков мы не найдем ни одного, кто был бы одновременно и царем, и судьей, кроме пророка Шмуэля.

Седьмое достоинство и совершенство Моше — это истинность и точность его пророчества и каждой его части в отдельности. У всех остальных пророков мы такой точности не найдем: в их пророчествах всегда остаются темные места, звучащие как загадки или притчи. А Моше-рабейну говорил с евреями не загадками и не притчами, согласно свидетельству стиха: «Не загадками и не примерами». Поэтому все слова его пророчества были истинными, в них не было шелухи, в его пророчествах не было ничего лишнего и бессмысленного; и простое, явное значение, и тайный, скрытый смысл его пророчеств одинаково содержали очевидную истину. Моше-рабейну сам засвидетельствовал о себе (Дварим 32:46): «Направьте свои сердца на все те слова, которые я заповедаю вам сейчас, потому что это — не пустое». Моше сказал: «Не думайте, что в моих словах есть притчи или ненужные слова, которыми можно пренебречь, воспользовавшись только смыслом притчи. Нет, бережно примите все мои слова, потому что в них нет ничего ненужного, ничего ложного и малоценного». Каждое слово его речений содержит свой, особый Б-жественный смысл, и буквальное понимание каждого слова тоже истинно.

Восьмое достоинство и совершенство Моше состоит в самом типе его пророчества. Пророчество формировалось в нем без всякого обращения к силе воображения, не нуждалось в ней ни в большом, ни в малом. Пророческое знание, приходящее к нему, сразу запечатлевалось в высших уровнях разума, без посредников в виде воображения или чего-то другого, как всегда происходит у всех других пророков. Именно поэтому слова Моше свободны от притч и загадок, которые можно встретить у прочих пророков, которые пользовались силой воображения. Именно это имели в виду наши мудрецы, когда сказали (Раши, Бамидбар 12): «Все пророки видели через мутное стекло, а Моше-рабейну — через прозрачное». Мутное стекло — это как раз и есть влияние воображения, когда знание, которое получает пророк, остается затемненным. А прозрачное стекло — это чистый разум, который получает пророчество ясным и незамутненным. И это восьмое достоинство Моше служит причиной седьмого, о котором я говорил раньше.

Девятое достоинство и совершенство Моше состоит в том, что он явился той причиной, тем источником и тем родником, в котором берет свое начало пророческая сила всех остальных пророков. В Небесных мирах все устроено таким образом, что самая высшая духовная сила принимает воздействие непосредственно от Б-га благословенного как первопричины всего, без посредников. Духовная сущность следующего уровня связана с первой и получает все от нее. И так все организовано до самого низа, то есть, все члены цепочки воспринимают влияние через посредство всех предыдущих. И чем ниже уровень духовной сущности, чем она дальше от первопричины, тем меньше ее значимость и ценность. То же самое происходит и с пророчеством. Все пророки составляют своего рода цепочку, и Моше-рабейну в ней занимает место высшей духовной сущности, от которой воспринимают все остальные пророки в цепи. Хотя мы знаем, что Б-жественное знание пророки получали в соответствии с уровнем готовности, которого они достигли сами, эту готовность к принятию пророчества они приобрели от Моше. Он был их отцом, передавшим им эту способность в качестве врожденной, и он был их наставником, который научил их развивать ее. Именно небесная искра пророчества Моше превратила весь наш народ в собрание пророков, выделив из всех остальных народов. Поэтому Моше сказал (Шмот 33:16): «И будем отделены я и Твой народ…», — то есть, упомянул сначала самого себя, а затем всех евреев, которые удостоились пророчества через него. Б-г говорит Моше: «…чтобы услышал народ, как Я говорю с тобой, и также в тебя поверил бы навсегда». А когда нужно было выбрать старейшин для Санхедрина, Он сказал: «И Я возьму от духа, который на тебе, и помещу на них». В Мехильте рассказывается: «В тот момент, когда евреи стояли на горе Синай, они удостоились того, что в их среде смогли появляться пророки, согласно сказанному: “Пророка поставлю Я им из среды братьев их, такого, как ты”». А в мидраше Шмот раба раби Ицхак говорит, что все пророчества, которые пророки должны были изречь во всех поколениях, они приняли на горе Синай, поскольку Моше, обращаясь к евреям, подчеркнул, что говорит «и с теми, кого нет среди нас сегодня».

Десятое достоинство и совершенство Моше, то самое «десятое — святое, сокровенное для Б-га», состояло в том, что он получал пророчество не от активных духовных сущностей и вообще не через каких-либо посредников из духовного мира, как остальные пророки. Непосредственным воздействующим фактором, самым первым звеном в передаче пророчества была для него сама Первопричина всего, Б-г благословенный, и никаких других звеньев в цепочке передачи не было. Тора говорит об этом: «И говорил Б-г с Моше лицом к лицу, как человек говорит со своим другом». А в другом месте (Дварим 34) сказано: «И не восстал больше в Израиле такой пророк, как Моше, которого Б-г знал бы лицом к лицу». Здесь говорится не о том, что пророчество Моше не было связано с силой воображения, потому что это уже объяснил другой стих (Бамидбар 12:8): «Устами к устам Я говорю с ним, и не притчами». Выражение «лицом к лицу» означает как раз то, что непосредственной причиной и ближайшим звеном в цепи передачи пророчества была Первопричина, Б-г благословенный. И об этом Моше-рабейну умолял Б-га, говоря: «Ибо по чему же узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? — Ведь только, если пойдешь с нами, чем и отличены будем я и народ Твой от всякого народа, существующего на земле». Речь идет не о том, как будет формироваться пророчество — через силу воображения или без нее, — а только о том, поведет ли евреев ангел или пойдет с ними Сам Б-г. И это свойство Моше — основание и опора всей Торы, и на него надстраиваются все остальные его достоинства, которые я здесь перечислил, потому что оно послужило причиной для появления их всех, как можно увидеть, если внимательно рассмотреть их. Я потому и поставил его последним, что оно — начало и конец всех остальных его качеств.

с разрешения издательства Швут Ами