Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Что касается тебя, Даниэль, скрой эти откровения и опечатай книгу до конца времен, когда многие приступят к поискам и когда преумножится знание»

Йонатан бен Узиэль, самый авторитетный ученик таны Илеля, является автором арамейского перевода книг пророков. В противоположность Онкелосу, перевод которого обычно представляет собой дословный пересказ текста Торы, Йонатан бен Узиэль в своем переводе стремится объяснить и прокомментировать тексты, точный смысл которых часто представляется трудным для понимания. Однако Талмуд (Мегила, 3а) сообщает нам, что Йонатан бен Узиэль не смог завершить свой труд, потому что часть его сочинений не должна была стать всеобщим достоянием, так как включала книгу Даниэля, пророческие видения которого раскрывают тайну о времени наступления эпохи Машиаха. И глас небес, как говорит нам Талмуд, сообщил Йонатану: «Дайеха! Остановись!»

«Дайеха! Остановись!»

Б-жественное вмешательство помешало Йонатану бен Узиэлю разъяснить пророческие выводы, касающиеся прихода Машиаха, но всё же стихи с этим связанные известны всем. Так, в последней главе книги Даниэль слышит, как один из персонажей его видений спрашивает у своего спутника: «Когда конец этих необычных времен?» (Даниэль, 12,6). Тогда второй персонаж ручается: «… в конце одного срока, двух с половиной сроков…» Даниэль совсем не понимает и спрашивает: «Владыка Небесный, каким будет конец этого?» А ангел отвечает: «Иди, Даниэль! Ибо эти вещи будут сокрыты и запечатаны до последнего момента… Счастлив будет тот, кто с доверием ждет и узрит окончание тысячи трехсот тридцати пяти дней!»Несколькими стихами выше Даниэль уже был предупрежден: «Что касается тебя, Даниэль, скрой эти откровения и опечатай книгу до конца времен, когда многие приступят к поискам и когда преумножится знание». (12,4.) Таким образом, нас просят одновременно понять намеренно содержащее намеки пророческое видение, «с доверием» ждать его исполнения и допустить тот факт, что «эти вещи будут сокрыты» до «конца времен»… Поговорим на языке чисел …На самом деле, как мы это увидим дальше, было вовсе не легко в смене поколений выполнить это трудное обещание и удерживаться от простого вопроса: каковы эти «сроки»? Что это за «дни»? Многие самые великие учителя еврейской традиции пытались получить ответ на этот вопрос! Упомянем, например, в хронологическом порядке раби Саадия Гаона, Раши, Рамбана, дон Ицхака Абарбанеля, Гаона из Вильно, Хатам Софера и Мальбима …В восьмой главе своего труда «Эмунот ведеот» раби Саадия Гаон пишет: «Даниэль понял, что означает “один срок” и “два с половиной срока”, а также “тысяча триста тридцать пять дней”; и он замолчал. Но, что касается нас, мы постараемся, с Б-жьей помощью, понять, что это за сроки; и, поразмыслив, мы находим…» Далее следует долгое объяснение, в конце которого раби Саадия приводит год 4725/965 как окончание срока в «два с половиной срока». Раши в комментарии к книге Даниэля констатирует, что дата, предложенная раби Саадия Гаоном, уже прошла, не принеся объявленной «геулы». Далее он приводит собственные данные вычислений, чтобы исходя из другой точки отсчета, прийти к дате 5112/1352. Рамбан, комментируя дни творения в главе «Берешит», объясняет, что каждый из них соответствует тысячелетию и что сотворение человека на шестой день предвосхищает приход Машиаха. Базируясь также на пророчествах Даниэля, он, таким образом, предсказывает приход Машиаха в 5118/1358г. Позже дон Ицхак Абарбанель, рабби Элиезер Ашкенази, Мальбим предложили 5263/1503, 5355/1595 и 5673/1913 годы, как время начала эпохи Машиаха.

«Тилах рухам»

Все попытки вычислить время прихода Машиаха завершились неудачей. Они особенно осуждались учителями Талмуда, сказавшими: «Тилах рухам» — «Пусть потеряют разум все те, кто вычисляет конец времен!» Впрочем, Рамбам в своем знаменитом «Йеменском послании» оправдывает раби Саадия Гаона. Он говорит, что его выдающийся предшественник, живший в особо беспокойное и сложное время, когда еврейскому народу угрожали серьёзные опасности, желал только поддержать и укрепить веру еврейских масс, поэтому и объявил им о возможном скором избавлении. Это желание утешить в период испытаний, похоже, является и объяснением подобных расчетов, произведенных в ходе веков самыми авторитетными мудрецами. По мнению самого Рамбама, наиболее вероятным временем начала геулы можно считать 4970/1210г. Эту дату он называет в цитируемом выше «Послании», ссылаясь на традицию, полученную «от отца во имя дедушки, который сам получил её от своих предков, начиная с нашего изгнания из Иерушалаима». Рамбам умер за шесть лет до наступления даты, которую он считал наиболее разумной, ибо она была передана традицией высочайшей древности и не была плодом вычислений и предположений. …Анализируя вычисления наших мудрецов, невозможно отказаться от вопроса: «Почему предупреждение пророка Даниэля, сказавшего: “…эти вещи будут сокрыты и запечатаны до конца времен”, не удержало различных комментаторов от вычислений? Почему наиболее поздние из них не извлекли урока из примера своих предшественников, все предсказания которых оказались ложными?» На этот вопрос можно дать два ответа. Прежде всего, предположения мудрецов были лишь попыткой интерпретировать пророчество Даниэля и не исключали возможности ошибки. С другой стороны, предмессианская эпоха, по словам того же Даниэля, будет временем, когда «умножится знание». В этот период люди поймут, наконец, точный смысл предсказаний пророка. Это будет их привилегией, на которую даже самые великие учителя иудаизма не имели права. Необходимо ещё добавить, что история человечества представляла для геулы множество «благоприятных времен», потенциально подходящих для прихода Машиаха. Таким образом, даты, называемые мудрецами, могли быть потенциально верными, но различные поколения, которых они касались, не заслуживали ещё прихода Машиаха.

«Шма, Исраэль»

Ожидание избавления намного предшествовало зарождению народа Израиля. Когда Яаков перед смертью благословлял своих сыновей, он хотел рассказать, что «произойдет с ними в конце дней». (Берешит, 49;1). Но Шхина (Б-жественное присутствие) вдруг покинула его. Тогда Яаков понял, что ему не дано было права говорить об этом, и перешел к совсем другой теме. В Талмуде сказано, что в этот момент Яаков задумался о том, нет ли среди его детей какого-то недостойного сына, подобно тому как был Ишмаэль у Авраама или Эйсав у Ицхака. Чтобы успокоить Яакова, все двенадцать сыновей ответили ему хором: «Шма, Исраэль…» — «Так же, как един Б-г в твоем сердце, един Он и в нашем». В своём «Гласе Торы» раввин Эли Мунк разъясняет нам этот диалог: — Мысль Яакова открыть своим детям конец дней, вероятно, была продиктована желанием дать им моральное утешение в момент, когда перед ними открывалась мрачная перспектива рабства в земле изгнания, которое в соответствии с пророчеством должно было растянуться на многие века. Приход Машиаха символизирует вечную надежду Израиля, несокрушимую уверенность народа в победе добра над злом. Именно эту веру в грядущее хотел передать Яаков своим сыновьям. Но Шхина покинула его, и он не смог открыть им то, что хотел. …Но смысл ответа двенадцати сыновей в том, что нет никакой необходимости для детей Израиля знать о конце своих страданий во всё то время, пока их поддерживает «Шма, Исраэль»! Абсолютной веры в свою историческую миссию, провозглашенной в «Шма, Исраэль», представляющей собой манифест монотеизма, должно быть достаточно для того, чтобы придать им мужества, настойчивости и энтузиазма до конца времен. Рвение к вере должно подтверждаться более сильной причиной верности Б-гу, чем надежда на спасение. Какое значение имеет для обладающего верой, когда наступит конец его испытаниям?

«Мир Торы»

Читайте: Мессия (Еврейский Спаситель) и лже-Мессия — Машиах и псевдо-Машиах.