Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера

Почему Тора начинается с истории сотворения мира

Свой комментарий к Торе, к первым ее словам: «В начале сотворил Б-г…» (Брейшит, 1:1) Раши начинает так:

Сказал рав Ицхак: Тора должна была бы начинаться со слов: «Месяц этот для вас — начало месяцев» (Шмот, 12:2), ибо в них заключена первая заповедь, данная еврейскому народу. Почему же Тора начинается [иначе]?.. Если скажут народы мира евреям: «Грабители вы, захватили страну, в которой жили семь племен», те ответят: «Вся земля принадлежит Б-гу, Он ее сотворил и отдал тому, кому пожелал; захотел — дал им, захотел — отнял у них и дал нам».

Кому обещана Эрец-Исраэль..

В нескольких местах Торы Всевышний обещает Аврагаму, Ицхаку и Яакову отдать их потомкам в вечное владение страну Кнаан.

И пал Аврам ниц, и говорил с ним Б-г, и сказал: «…будет тебе имя — Аврагам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов… И установлю союз Свой между Мною и тобою и потомством твоим… вечный союз, чтобы быть Б-гом для тебя и для потомства твоего, [которое придет] после тебя. И отдам тебе и потомкам теоим, [которые будут жить] после тебя, землю, где ты находишься, всю страну Кнаан, во владение вечное; и буду их Б-гом» (Брейшит, 17:3,5, 7,8).

И явился ему, [Ицхаку], Г-сподь, и сказал: «Не спускайся в Египет, поселись в земле, которую Я укажу тебе. Живи в этой земле, и Я буду с тобою, и благословлю тебя, ибо тебе и потомкам твоим дам Я все эти земли, и выполню клятву, которую дал АвраГаму, отцу твоему» (Брейшит, 26:2,3).

« И сказал [Б-г Яакову]: “Я — Г-сподь, Б-г Аврагама, отца твоего, и Б-г Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, — тебе ее отдам и потомству твоему” (Брейшит, 28:13).»

«Земля, текущая молоком и медом»

Цветущим садом, плодороднейшим уголком мира была страна Израиля. Тора называет ее «землей, текущей молоком и медом» (Шмот, 3:8).

«…Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю водных потоков, ключей и источников… В землю пшеницы, и ячменя, и винограда, и инжира, и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев и меда [финиковых плодов]. В землю, где не в нищете будешь есть хлеб; не будет тебе в ней недостатка ни в чем…» (Дварим, 8:7—9).

«… Земля гор и долин, от дождя небесного пьет она воду; земля, о которой Г-сподь, Б-г твой, печется…» (Дварим, 11:11,12).

А вот свидетельство об Эрец Исраэль древних египтян: «Страна, где зерна столько, сколько песка в пустыне, а вино течет подобно водным потокам».

Историк Иосиф Флавий в своей книге «Иудейская война» так описывает Галилею времен Второго Храма: «Земля весьма плодородна, изобилует пастбищами, богата растительностью и поощряет к труду самого ленивого пахаря. Поэтому она густо заселена, пестрит городами и деревнями, которых тут около двух сотен, и вследствие изумительного плодородия почвы население здесь многочисленно: в самой маленькой деревне — свыше пятнадцати тысяч жителей. Она, [Галилея], вся возделана и имеет вид громадного ухоженного сада. Местность, дающую в таком изобилии самые редкие и драгоценные плоды, справедливо было бы назвать земным раем. Мало какое место на земле может с ней сравниться».

«Вдоль озера Кинерет, — свидетельствует Флавий в той же книге, — тянется страна… изумительная по своей природной красоте… Прекрасный климат ее способствует произрастанию самых разнообразных растений. Ореховые деревья, нуждающиеся в прохладе, соседствуют с пальмами, встречающимися лишь в жарких странах, а также с фиговыми и масличными деревьями, произрастающими в умеренном климате. Природа здесь как будто задалась целью соединить в одном месте всякие противоположности; тут чудесным образом переплетаются разные климатические пояса, каждый из которых стремится к господству. Благороднейшие плоды — виноград и фиги — люди едят тут десять месяцев в году, а остальные фрукты поспевают один за другим в течение всего года».

Действительно, в нашей маленькой стране редкостное разнообразие климатических зон: от умеренного климата Галилейских гор до субтропиков района Эйлата… Благодаря этому в Эрец-Исраэль не было недостатка ни в ячмене, который культивируют обычно народы Севера, ни в хлопке, который выращивают жители южных стран. Однако больше всего славилась Страна Израиля плодами олив, финиками и виноградом. Сохранились рассказы путешественников той эпохи о пяти кило граммовых виноградных гроздьях с ягодами величиной с добрую сливу; финики были почти с куриное яйцо — об этом упоминается в трактате Йома Вавилонского Талмуда.

Реки Эрец-Исраэль и моря у ее берегов кишмя кишели рыбой; ливанские кедры полностью обеспечивали потребности страны в дереве для строительства. Процветали ремесла и торговля: изделия еврейских гончаров, ткачей и кожевников экспортировались в другие страны, вывозились пшеница и ячмень; а навстречу кораблям, нагруженным всем этим добром, плыли к берегам страны Израиля суда, доставлявшие евреям золото и серебро, драгоценные камни и заморские пряности… Поистине раем земным была Эрец-Исраэль.

О том, что произошло с ее жителями, нашими предками, после того, как они свернули с пути, заповеданного Всевышним, мы уже знаем.

«Пустыней станет вся земля».

И скажет следующее поколение, дети ваши, которые придут после вас, и чужеземец, который придет из далекой страны, увидев бедствия той земли и недуги ее, которыми поразил ее Г-сподь: «Сера и соль, пожарище — вся земля, не засевается и не плодоносит она, и не всходит на ней никакая трава, как после истребления Сдома и Аморы… которые уничтожил Г-сподь во гневе Своем и в ярости Своей». И скажут все народы: «За что поступил так Г-сподь с этой страной? Почему так велик гнев [Его] ?» И ответят: «За то, что отвергли они союз с Г-сподом, Б-гом отцов их, который Он заключил с ними, когда вывел их из земли Египетской. И пошли они, и стали служить иным богам, и поклонялись им… И воспылал гнев Г-спода на ту страну, и навел на нее [Всевышний] все проклятия, о которых написано в этой книге. И изгнал их Г-сподь из страны их в гневе, и в ярости, и в негодовании великом и забросил их в страну другую…»> (Дварим, 29:21—27).

Из множества предсказаний об изгнании народа Израиля из его страны, о разрушении ее и превращении в пустыню следует особо отметить пророчество Ирмеягу. Замечательно оно тем, что, в отличие от большинства прочих предсказаний, где события описаны в будущем времени, грядущее предстает в нем уже свершившимся:

< Увидел я землю, и вот — пустота и хаос, померкшие небеса; увидел я горы, и вот — дрожат они, и все холмы сотрясаются; увидел я [страну] , и вот — нет [в ней ни] души, и все птицы небесные разлетелись; увидел я [страну], и вот — плодородный край с,тал пустыней, и все города его разрушены пред Г-сподом яростным гневом Его. Ибо так сказал Г-сподь: «Пустыней станет вся земля, но [все же] Я ее не уничтожу окончательно» (Ирмеягу, 4:23—27).

Несмотря на подобные предостережения, всегда находились среди евреев те, кто не желал слушать пророков, полагая, что раз уж Всевышний обещал Эрец-Исраэль Аврагаму, Ицхаку и Яакову, раз уж Он привел их потомков в страну, то это — навсегда. Гневно обращается к таким беспечным и недальновидным современникам своим пророк Йехезкель:

<…сказал Г-сподь Б-г: «С кровью [пищу] будете есть, и глаза свои станете поднимать к идолам вашим, и кровь прольете — и хотите землю унаследовать?! Опирались вы на меч свой, творили гнусности и жену ближнего своего оскверняли — и хотите землю унаследовать?! …И предам Я землю эту опустошению и запустению, и иссякнет гордое могущество ее, и опустеют горы Израиля… И узнают, что Я — Г-сподь, когда предам землю эту опустошению и запустению за все гнусности, которые они творили»> (Йехезкель, 33:25, 26,28,29).

Далее пророк сетует на то, что сограждане смотрят на него лишь как на сладкоголосого песнопевца, не прислушиваясь к его словам, ибо считают, что говорит он от своего собственного имени. Пророк предостерегает этих людей: «Но когда сбудется это [пророчество] — и вот, оно сбывается уже, — тогда осознают, что был пророк среди них» (Йехезкель, 33:33).

Все сбылось, предсказания исполнились. В течение почти двух тысяч лет Эрец-Исраэль пребывала в запустении. Страна, бывшая некогда столь плодородной, превратилась в дикую степь. После подавления восстания БарКохбы римляне разрушили города и села, перепахали вдоль и поперек Храмовую гору, полностью уничтожили развитую систему гидротехнических сооружений в Земле Израиля. В VII веке арабы-бедуины, кочевавшие по осиротевшей стране, скормили своим козам последнюю траву, которую еще была способна давать истощенная земля. Турки, захватившие в XVI веке Эрец-Исраэль, вырубили все леса, извели под корень знаменитые когдато на весь мир ливанские кедровые рощи. Все попытки пришельцев возродить в стране земледелие ни к чему не привели: пшеница давала нищенские урожаи, гораздо меньшие, чем собирали в соседних странах — Сирии и Египте. Разработка полезных ископаемых практически прекратилась. Рыболовством почти никто не занимался.

Пришла в упадок плодороднейшая страна, лежавшая на перекрестке торговых путей, соединяющих Европу, Азию и Африку, страна, являвшаяся святыней для двух господствовавших в этой части света религий — мусульманской и христианской, страна, за право. обладать которой сложили свои головы во время крестовых походов сотни тысяч воинов европейских и арабских армий. Так продолжалось почти две тысячи лет…

Исполнились слова пророка Михи:

Слушайте же это, главы дома Яакова и правители дома Израиля, презирающие правосудие и искривляющие все прямое, строящие Сион на крови, а Иерусалим — на несправедливости! Его сановники судят, принимая взятки, а его священники учат за плату… но на Г-спода [при этом] надеются, говоря: «Ведь Г-сподь среди нас, не постигнет нас беда». Поэтому из-за вас, словно поле, вспахан будет Сион, и Иерусалим превратится в руины, а Храмовая гора станет лесистым холмом> (Миха, 3:9—12).

Свидетельствует римский историк Дион Кассий: «50 их укрепленных городов и 985 иных поселений были разрушены. 580 000 человек погибли в вылазках и сражениях. Умершим же от голода и эпидемий нет числа. Почти вся Иудея превратилась в пустыню. Территория Иерусалима — столицы Иудеи — была распахана, и на этом месте была основана римская колония под названием Элиа Капитолина».

Все, что осталось от величественного некогда Храма, — стена, ограждавшая с запада Храмовую гору, на иврите — Котель маарави. Каждому еврею знакомо и другое ее название — Стена плача.

«Вот Он, стоит за нашей стеной», — говорит о Всевышнем Шир гаширим (2:9). «За какой стеной?» — спрашивают мудрецы, и отвечают: «За Западной стеной Храмовой горы. Ибо поклялся ему [Давиду] Б-г, что она никогда не будет разрушена» (Мидраш Шир гаширим раба).

Стена эта, частично построенная царем Давидом, ограждала еще Первый Храм. При возведении Второго Храма она, чудом избежавшая разрушения, была надстроена и продолжала, как и прежде, ограждать Храмовую гору с запада. Веспасиан, захвативший Иерусалим, приказал своим военачальникам полностью разрушить непокорный город и распахать землю, на которой он стоял. Уничтожить Западную стену было поручено предводителю наемников из Аравии Пангару. Когда Веспасиан узнал, что Пангар не выполнил его приказ и Западная стена не разрушена, он вызвал Пангара и потребовал от него объяснений. «Я решил оставить ее как памятник военной мощи Римской империи, — ответил тот. — Глядя на нее, люди смогут представить себе, насколько грандиозен был сам Иерусалимский Храм, разрушенный непобедимыми римлянами». Пангар был казнен, но Западная стена уцелела.

Не менее девяти раз Иерусалим был разрушен и вновь отстроен за два последних тысячелетия, но Всевышний исполнил Свою клятву и сохранил для еврейского народа его святыню — Котель маарави. И сегодня стоит Западная стена — свидетель древних пророчеств о бессмертии Храма, и сотни тысяч евреев всего мира, побывавшие в Иерусалиме, целовали ее святые камни…

Кто только ни перебывал за два тысячелетия в многострадальной стране Израиля! До IV века в ней хозяйничали римляне, затем страна попала под власть Византии; с 640 года Эрец-Исраэль входила в состав Арабского халифата, а после его распада в ней правили египтяне; затем началась эпоха крестовых походов, первый из которых состоялся в 1096—1099 годах. В 1187 году султан Египта СалахадДин разгромил крестоносцев и включил всю Эрец-Исраэль, кроме крепости Ако, еще столетие остававшейся в руках крестоносцев, в состав своего государства. Арабы правили страной до завоевания ее в 1516 году турками; под игом Османской империи Эрец-Исраэль находилась до 1917 года, когда страну захватили англичане; в 1920 году международная конференция в СанРемо выдала Англии мандат на управление Палестиной. Новая история страны Израиля началась с появлением первых еврейских поселений.

Каждый из народовзахватчиков, побывавших в Эрец-Исраэль за два тысячелетия, повинен в разграблении ее богатств, в хищническом использовании ее природных ресурсов. Рамбан, побывавший в стране Израиля в 1267 году, отмечал в письме к своему сыну следующее: «Что я могу рассказать об этой стране? Она пустынна и запущенна. Самые святые места в ней подверглись, как правило, наибольшим разрушениям. Иудея пострадала больше эсего, а в Иудее самая страшная судьба постигла Иерусалим».

Немало неевреев — ученых, писателей и просто искателей приключений — побывало в Палестине в годы турецкого владычества; до нашего времени дошли воспоминания некоторых из них.

Известный французский востоковед К.Вольней, посетивший Эрец-Исраэль в конце XVIII века, пишет: «Я ездил в города, знакомясь с обычаями и нравами их жителей. Я добирался до далеких деревень, где изучал положение земледельцев. Повсюду я видел лишь разбой и опустошение, тиранию и нищету. Каждый день я встречал на своем пути заброшенные поля, опустевшие деревни, города, лежащие в развалинах… Сравнение далекого прошлого с современным состоянием этой страны порождало высокие думы. Перед моим духовным взором оживала история прошедших времен… Я вспоминал царства Дамасское, и Иерусалимское, и Самарийское, в котором жили десять колен еврейского народа, вспоминал воинственное государство филистимлян и торговые городареспублики Финикии. В Сирии, почти обезлюдевшей в нашу эпоху, были когдато сотни богатых цветущих городов. По равнинам ее были разбросаны деревни и села… обработанные поля, людные дороги… Что стало с этой страной изобилия и бурной деятельности? Где пахари и возделанная ими земля, где стада, где все то, что составляло гордость и украшение этой страны? Увы! Я объехал всю эту пустыню, посетил места, где некогда пышно цвела жизнь, и не видел ничего, кроме запустения и безлюдья… Великий Бже! Отчего произошли столь роковые перемены? По каким причинам так разительно изменилась судьба этой страны?.. В чем причина проклятья Небес, тяготеющего над нею?»

К. М. Базили, русский дипломат на Ближнем Востоке, живший в XIX веке, отмечает в своих воспоминаниях ужасающую безнравственность обитателей Палестины, алчность сборщиков налогов, от которых люди прятались в горах, покинув свое жилье; он говорит о почти полном отсутствии в стране промышленности, об упадке сельского хозяйства, о коррупции турецких властей — «самой безнравственной администрации в мире».

Как тут не вспомнить слова Торы: <И скажут вое народы: «За что поступил так Г-сподь с этой страной?»^ (Дварим, 29:23).

После изгнания евреев римлянами Эрец-Исраэль превратилась в страну без собственного народа — постоянно живущего в ней, привязанного к своему историческому наследию, укоренившегося в ее земле, считающего ее своей родиной. Ни один из народовзахватчиков так и не прижился здесь, ибо Палестина была для них лишь колонией, разменной монетой в мировой политике, базой для экспедиционных армейских частей.

Арабы, господствовавшие в стране в течение семи столетий, ассимилировали осевших здесь курдов, африканцев, албанцев, персов, греков, берберов, сербов, черкесов и многих других, но появившийся этнический конгломерат так и не стал особой, «палестинской» нацией, оставшись интегральной частью разбросанного по обширным пространствам Азии и Африки арабского народа.

Турок, правивших Палестиной в течение четырех веков, интересовали лишь богатства страны; разграбив их, они исчезли из Эрец-Исраэль, не оставив после себя никаких следов, если не считать произведенных ими разрушений.

Не удивительно ли это? Богатейшая страна, страна без собственного народа, ушедшего в изгнание, так и не стала родиной ни для кого чужого, на протяжении девятнадцати веков отвергая пришельцев! Вот что говорит по этому поводу Рамбан: «Пророчество о том, что в отсутствие народа Израиля страна будет пустынной, — добрый знак для всех евреев, находящихся в рассеянии.

Это говорит о том, что страна не примет никого другого, и убедительно доказывает, что намерение Б-га вернуть еврейский народ в Эрец-Исраэль будет исполнено. Ибо не найти во всем мире хорошей и обширной страны, густонаселенной в прошлом, которая остается в запустении несмотря на то, что многие народы пытались ее прибрать к рукам. Ничего у них не получилось [в Эрец-Исраэль] : никого не приняла страна после нашего ухода» (комментарии к гл. Вайикра, 26:16).

О чем плакал раби Хия и чему радовался раби Акива

В древней кабалистической книге «Зогар» содержится абсолютно точно исполнившееся предсказание будущего страны Израиля после изгнания из нее евреев.

Стал раби Хия вздыхать и плакать, дойдя до слов «а Сарай, жена Аврама, не рожала ему [детей] » (Брейшит, 16:1) :

— Несчастно то время, несчастен тот день, когда Агарь родила Ишмаэля, [от которого ведут свой род арабы]!

— Почему? — спросил его раби Йоси. — Ведь Сара потом родила, да еще какого сына!

— … Я оплакиваю годы бездетности Сары, — ответил раби Хия. — Ибо Сара, видя, что у нее не

появляются дети, предложила Аврагаму свою служанку Агарь в наложницы, и та родила ему Ишмаэля. Аврагам просил Б-га за Ишмаэля, и Всевышний ответил ему: «…Я услышал тебя; вот, Я благословил его, и распложу его, и многократно умножу; двенадцать князей произведет он на свет, и сделаю Я его великим народом. А союз Свой заключу с Ицхаком, которого родит тебе Сара…» [Брейшит, 17:20,21]. Ишмаэль был обрезан. Его ангелпокровитель спрашивает у Б-га: «Тому, кто делает обрезание, полагается ли от Тебя награда?» Ответил Всевышний: «Да». Снова спросил ангел: «Почему Ты не награждаешь Ишмаэля при жизни?» Ответил Б-г: «Они делают обрезание, однако не так, как положено. Кроме того, в то время как сыновей Ицхака обрезают на восьмой день, мальчикам в роду Ишмаэля делают обрезание гораздо позже». Сказал ангел: «Все равно им полагается какое-то поощрение за исполнение воли Твоей» [И Всевышний согласился с ним]. В этом-то и причина моих слез! Как поступил Всевышний с детьми Ишмаэля? Он отдалил их от истинной святости, однако отдал им святые места Эрец-Исраэль на хранение, пока страна будет пустовать. Дети Эдома* будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но успеха они не добьются. Будут кровопролитные войны, земля будет переходить из рук в руки, но дети Эдома не получат ее. Святая Земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья в заслугу за то, что они делают обрезание. А пока не наступит это время, они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Потому-то я и плачу, ибо предвижу зло, которое причинят они детям Израиля» (Зогар, гл. «Шмот», 32а).

* Еврейская традиция считает потомками Эдома европейские народы.

***

Талмуд рассказывает (Макот, 246): Шли однажды рабан Гамлиэль, раби Эльазар бен Азарья, раби ЙеРошуа и раби Акива в Иерусалим. Дойдя до горы Гацофим, порвали они на себе рубахи в знак траура, а дойдя до Храмовой горы, увидели лисицу на том месте, где прежде была Святая Святых. Трое мудрецов разрыдались, а раби Акива засмеялся.

— Что вызвало твой смех? — спросили его остальные.

— А почему вы плачете? — ответил тот вопросом на вопрос.

— Перед нами — то место, о котором сказано: «…постороннего, который приблизится, ожидает смерть»» [Бемидбар, 1:51], а теперь лисицы гуляют здесь. Можем ли мы не плакать?

Сказал им раби Акива:

— Потому-то я и радуюсь, ибо сказано: «И взял я себе надежных свидетелей: Урию, священнослужителя, и Зхарью, сына Йеверехъягу» [Йешаягу, 8:2]. Какая связь, спрашивается, между Урией и Зхарьей? Ведь свидетели должны давать свои показания одновременно, но Урия жил во время Первого Храма, а Зхарья — во время Второго Храма… Дело в том, что Йешаягу связал пророчества Урии и Зхарьи воедино. Урия предрекает то же, что предсказывал до него Миха: «…из-за вас, словно поле, вспахан будет Сион, и Иерусалим превратится в руины, а Храмовая гора станет лесистым холмом» [Миха, 3:12], а Зхарья говорит [о более позднем будущем] : «…еще будут сидеть на площадях Иерусалима старики и старухи… и наполнятся улицы города мальчиками и девочками, играющими [там]…» [Зхарья, 8:4,5]. Пока не сбылось пророчество Урии, боялся я, что и пророчество Зхарьи не исполнится. Теперь же, когда слова Урии сбылись, нет сомнения в том, что исполнится и предсказание Зхарьи.

Ответили ему товарищи:

— Акива, ты нас утешил!

Пророчества о возвращении евреев в свою страну

Пройдите сегодня по площадям и улицам Иерусалима: зрелище тысяч резвящихся мальчиков и девочек, старичков и старушек, сидящих на скамейках в тени новых белокаменных зданий, вселяет в нас надежду на то, что предсказание Зхарьи исполнится полностью.

А вот что говорили другие пророки:

«…так сказал Г-сподь Б-г: “Вот, Я открываю могилы ваши, и выведу вас, и подниму вас из могил ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Израиля” (Йехезкель, 37:12).»

«И отстроят они руины вечные, развалины древние восстановят они и обновят разрушенные города, пустовавшие испокон веков» (Йешаягу, 61:4).

Кто живет сегодня в Израиле? Кто заселил отстроенные заново Иерусалим и Цфат, Тверию и Яфо, КирьятАрбу и БеэрШеву? Кто возделывает поля в Араве и на Голанских высотах, в Галилее и Лахише? Кто ловит рыбу в Средиземном море и в Кинерете? Возвращенные Всевышним в Эрец-Исраэль дети праотца Яакова, выходцы из России и Марокко, Индии и Западной Европы, Америки и Йемена — без пяти минут мертвецы, вышедшие из могил казавшегося вечным галута. Евреи славянских стран и Румынии, Сирии и Ирана ломают решетки темниц, в которых находились веками, и рвутся домой, в Сион. Ибо после того, как исполнились все пророчества о нашем наказании, пришло время исполнению пророчеств об избавлении еврейского народа и возвращении его в свою страну.

С началом заселения страна постепенно превращается из пустыни в сад. Запущенной земля оставалась при наших врагах, а исконным хозяевам она приносит замечательные урожаи, иногда рекордные. Талмуд говорит, что это признак близости хороших времен: < С казал раби Аба: Нет более явного признака конца [галута, то есть близости прихода Машиаха] , чем тот, на который указывает пророк Йехезкель [36:8] : «А вы, горы Израиля, ветви свои дайте, и плоды свои принесите Моему народу, Израилю, ибо приближается приход [дней избавления]»> (Сангедрин, 98а).

Согласно предсказаниям пророка Йехезкеля, в эпоху прихода Машиаха (т.е. потомка Давида, который будет править страной, построит Храм и соберет остатки народа) в Эрец-Исраэль вторгнутся войска Гога из страны Магог, но Всевышний пошлет им тотальную гибель. Вот что, среди прочего, сказано об этом у Йехезкеля (гл. 38): придет Гог с «северных окраин9» земли, среди союзников его будут Иран и Эфиопия. Придет он в страну, «возвращенную от меча», то есть к народу, спасенному от истребления, в страну, «собранную из многих народов». Придет он не в Уганду или Биробиджан, а на «горы Израиля» — на землю, обещанную Всевышним Аврагаму, Ицхаку и Яакову, в места, «которые были пустынны долгое время». Произойдет это в конце дней.

Сказанное пророком без малейшей натяжки можно отнести к нашему с вами поколению.

***

В сложной и противоречивой картине духовного состояния народа Израиля в последние годы наблюдаются две полярные, взаимоисключающие тенденции: с одной стороны — проявляющееся вое отчетливей стремление значительной части еврейской молодежи Израиля и стран рассеяния, воспитанной в духе атеизма, вернуться к своим национальным истокам, к Торе, с другой — активные попытки немалого числа евреев избавиться от груза своей избранности, жить так же, как живут все иные народы, раствориться среди них и перенять их обычаи. Поляризация эта предстает перед нами в особом свете, если мы вновь обратимся к пророчествам Торы. Мы узнаем о том, что перед приходом Машиаха в еврейском народе будут происходить два прямо противоположных процесса: с одной стороны, будет массовое возвращение к религии, а с другой — катастрофическое падение нравов в первую очередь среди тех евреев, которые не пожелают принять на себя бремя заповедей Всевышнего. Это последнее явление предсказано в двух трактатах Талмуда — Сота и Сангедрин. Вот как станет выглядеть Израиль перед приходом Машиаха: «…государство станет нерелигиозным… Умножится наглость людская, поднимутся цены… Вино будет дорогим [ибо для обильного пьянства потребуется много вина. — Раши] . Нельзя будет комуто сделать замечание [он огрызнется: “А ты кто?” — Раши] … Дом собрания [синагога, йешива] станет домом разврата [клубом, кинотеатром] … Мудрецов подвергнут позору, боящихся греха будут презирать… Юнцы будут стыдиться стариков, старики будут вставать перед юнцами… Домашние человека станут его врагами… Лицо поколения будет похоже на морду пса». Что означают последние слова? Раши объясняет это так: люди потеряют всякий стыд и перестанут стесняться друг друга, как собаки, которые совокупляются и испражняются на глазах у всех. Есть еще объяснение: руководители народа вместо того, чтобы вести людей за собой, пойдут на поводу, как собаки, у самых низменных инстинктов. Это будут серые, ничтожные люди.

Нужно ли комментировать эти слова? Мы видим, как в современном обществе разрушаются семьи, отсутствует уважение к родителям, старшим и вообще к каким бы то ни было авторитетам. Телевидение, печать, радио соревнуются в эффектной подаче сцен насилия и разврата. Несомненно, если бы наши предки восстали из могил, они ужаснулись бы моральному падению современного поколения.

Впоследствии начнется и противоположный процесс: возвращение евреев к Всевышнему. В Торе сказано: «И будет: когда исполнятся для тебя все слова эти — благословение и проклятие, которые Я обещал тебе, — возвратишься ты [ко Мне всем] сердцем своим, [находясь] в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И вернешься ты к Гсподу, Б-гу твоему, и будешь слушаться… Его во всем… ты и дети твои, всем сердцем своим и всей душою своею» (Дварим, 30:1,2). Иными словами, в конце галута евреи вновь станут возвращаться на праведный путь, заповеданный им Всевышним. Явление это охватит общины всех стран рассеяния («в среде всех народов»), евреев всех возрастов («ты и дети твои»), и сыны Израиля вернутся к своим истокам не формально, но «всем сердцем своим и всей душою своею».

Еще совсем недавно об этом можно было только мечтать, ибо во всех странах мира наблюдалось обратное: отход от веры и традиций, стремление ассимилироваться, массовый нигилизм… Сегодня же и в Израиле, и в США, и даже в СССР люди разных возрастов, разного образовательного уровня и социального положения, принадлежащие к третьему, а то и к четвертому поколению отпавших от еврейства, возвращаются в его лоно. Примеры этому явлению известны сегодня каждому. И тогда исполнится то, о чем сказано в Торе: «…возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих, и смилуется над тобою, и снова соберет тебя из всех народов… И приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в землю, которой владели отцы твои, и станешь ты в ладеть ею… И обратит Г-сподь, Б-г твой, все проклятия… на врагов твоих… которые преследовали тебя» (Дварим, 30:3,5,7). В Талмуде говорится, что возвращение к Торе — великое дело, ибо оно приблизит приход Машиаха, как сказано: «И придет избавитель в Сион к отошедшим от греха в [народе] Яакова…» (ЙешаяГу, 59:20).

И точно так же, как отход от Торы привел к нашему изгнанию из страны и к лишениям галута, так тшува, возвращение к Торе, приведет к полному избавлению.

Заключение

Вывод из всего вышесказанного прост: судьба мира предопределена, и Всевышний рассказал нам о нашем будущем через Своих пророков, чьи предсказания либо уже сбылись, либо сбываются на наших глазах.

«Но если так, — могут сказать мне, — стоит ли менять свою жизнь, отказываться от привычных удовольствий, исполнять обременительные заповеди, если в любом случае скоро придет Машиах и установит царство Истины!»

Такая позиция глубоко ошибочна, ибо сказано: «Все во власти Небес, кроме страха перед Небесами» (Талмуд, Брахот, 336). Иными словами, будущее наше предопределено, однако своим поведением каждый из нас может либо приблизить его наступление, либо отдалить. Добро, совершаемое отдельным человеком, сыном Израиля, меняет к лучшему нравственный облик нашего народа и всего мира, для которого нам заповедано быть духовным образцом.

Жизнь показала нам, что можно следовать законам Торы во все времена и в любом месте земного шара. Творец никогда не требует от нас невозможного, а если мы и встречаем трудности на завещанном Им пути, — посылает нам Свою поддержку и Мы, усталые, чувствуем новый прилив сил. Главное — не стоять на месте, а шаг за шагом двигаться вперед, к грядущему избавлению, уповая на милость Всевышнего.

Мне хочется верить, что эта книга поможет вам, дорогой читатель, разобраться в самом себе и в мире, окружающем вас.

Прислушайтесь: вы слышите приближающиеся шаги? Это идет к нам Машиах.

Ускорьте его приход.

«Наш современник из будущего» (Послесловие Эли Люксембург)

Мне выпала большая честь, которой я откровенно горжусь: сказать несколько слов об этой маленькой удивительной книге и о ее авторе — раве Ицхаке Зильбере, вложившем в свой труд добрый десяток лет.

С Б-жьей помощью книга наконец вышла в свет.

Ее давно дожидался читатель. Ей предстоит своя судьба, своя дорога к сердцам самых разных людей.

Мне лестно думать, что я, еще много лет назад, был первым читателем ее черновых вариантов и в некоторой мере — ее первым редактором, советником рава Ицхака в вопросах чисто литературных.

Рецензировать эту книгу, навязывать читателю свое мнение о ней — дело, на мой взгляд, совершенно настоящее: книга говорит сама за себя. Мне только хочется рассказать о ее авторе — удивительном человеке, ставшем частью моей биографии. Это мне всего соблазнительней.

…У каждого человека есть свои столбовые вехи, свои повороты судьбы, этапы чрезвычайно важных нравственных накоплений. Понятия эти связаны в жизни моей с именем рава Зильбера, моего первого учителя, моего духовного наставника. Он и сам не ведает, что даже не общаясь с ним, а только зная, что он рядом, что он есть, что живет со мной в одном городе, — я возвышаюсь этим, согреваюсь его теплом, укрепляюсь. Не говоря уже о том, что самые лучшие, блаженные часы моей жизни — те, когда я занимался и занимаюсь с ним Торой.

Если меня спросить, какова самая характерная черта этого человека, я бы сказал не задумываясь: страстное желание творить добро.

И сразу же писательский зуд подстегивает меня рассказать о подвигах рава Ицхака, которых я знаю уйму, — невообразимых, немыслимых, легендарных! Но это — тема не для короткого послесловия к книге, а для целой серии приключенческих романов.

Отмечу лишь, что человек этот живет как бы в ином измерении, собственной жизнью доказывая относительность расстояния и времени. Живя в Иерусалиме, он может, к примеру, добыть из самаркандской тюрьмы необходимейший документ для «соломенной вдовы» из Нетании, спасти ей тем самым жизнь, устроить судьбу ее и ее детей. Какимто непостижимым образом он может находиться одновременно на церемонии обрезания в БнейБраке и на уроке Торы в своей иерусалимской йешиве. Он может одолжить вам бешеную сумму денег, даже не будучи с вами знаком, не взяв с вас при этом ни векселя, ни расписки. И что смешнее всего — через минуту рав Ицхак совершенно забывает, кому и зачем он эти деньги дал, оставаясь сам без гроша в кармане, бедным, словно уличный воробей.

Он вечно занят двадцать четыре часа в сутки. Никто не знает, когда он ест, когда спит, где пропадает. Но для добрых дел — всегда свободен! В дождь, в снег, в бурю, в ужасный хамсин — приходит и помогает. Он будет там, где нужнее всего на свете. Если надо — полетит на Луну. Он постоянно ищет попавших в беду — этот мягкий, уступчивый человек с наивными и чистыми глазами, добрый ангел, постоянно устремленный к людям. Для всех доступен, для всех всегда досягаем. Его жизнь вся «вовне», вся «на вынос».

Его познания в Торе уникальны. Нам, ученикам своим, он выдает их ровно столько, сколько мы можем усвоить, не меньше и не больше. Чтобы не оглушить человека, чтобы тот не захлебнулся, не впал, упаси Бже, в ересь. Много раз я был свидетелем его совместных занятий с гигантами Торы, ее светочами, и видел его лицо при этом. Оно светилось удивительным светом, совершенно неведомым нам неземным светом.

Из всех хазанов, когда-либо слышанных мною, рав Ицхак своей молитвой более всего потрясает душу. Это молитва величайшей сосредоточенности, исторгнутая из плоти, насквозь пронизанной страхом перед Всевышним и любовью к Нему, — единая, цельная песнь, сладостный шепот души, живущей в мире со своим Творцом. Молитва, очищающая всех, кто при ней присутствует и в ней участвует.

Я много знаю о раве Ицхаке, познакомился с ним еще пятнадцать лет назад в Ташкенте. А из рассказов свидетелей и очевидцев стало известно мне о страшных испытаниях, выпавших на долю его семьи в Казани. Можно написать роман, эпопею о том, как он, потомок раввинов, чья родословная прослеживается до самого царя Давида, дипломированный математик, умудрялся в немыслимых тех условиях не работать в субботу, собирать евреев на молитву, жить кашерной жизнью, озаренной светом Торы, о долгой и горестной тяжбе его с органами народного образования, лишившими рава Ицхака и его жену права воспитывать собственных детей. История, пожалуй, не менее трагичная в своей сущности, чем рассказ Торы о жертвоприношении Аврагамом Ицхака.

«Нет праведника, который творил бы одно добро, не впадая при этом в противоположность», — сказано мудрецами нашими.

Я много об этом думал по грешному писательскому своему любопытству: неужели нет у него врагов, завистников, недругов? Неужели тактаки нет хотя бы одного обиженного им в мире человека? Думаю, что нет, ибо живет он с осторожностью величайшей. Говорит, действует и даже ступает — будто на минном поле. А мины эти разбросаны вокруг нас на каждом шагу коварным незримым бесом…

Но много еще загадок задает мне этот человек, и самая непостижимая: когда он находит время писать? Как выкраивал время о книге своей думать, работать над ней — он, отец многочисленного семейства, духовный наставник сотен вернувшихся к религии, когда успел он написать эту книгу об исполнении древних пророчеств?

Ответ на этот вопрос метафизичен. По моему разумению, природа его души относится к будущему, ко временам Машиаха. Рав Ицхак давно живет в той субстанции, но извлечен Б-гом оттуда, чтобы нам по его душе, как по компасу, выверять свой собственный путь.

Там, в том пространстве, которое нам когдато предстоит обживать, положено заботиться исключительно о нуждах своих близких, жить одними лишь добрыми делами. Когда каждый будет думать только о ближнем — мы все будем счастливы, и с нами рядом будет Г-сподь Б-г.

А пока только раву Ицхаку Зильберу, уже побывавшему в будущем, удалось сопоставить далекое прошлое с настоящим, в котором исполняются наконец добрые пророчества нашей Бжественной Торы.