Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Родственники нервно реагируют на мой религиозный вид

Темы: Тшува, Кашрут, Отношения с друзьями и родственниками, Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Я один в стране и время от времени посещаю своих родственников. В последний раз, зная, что они предложат поесть, принёс свою еду. Это их очень разозлило. И, вообще, они нервно реагируют на мой религиозный вид. Не пойму, какая им разница? Что я такого им сделал?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Прежде чем ответить, попробуем понять, почему так резко и негативно реагируют нерелигиозные родственники на Ваш религиозный вид. Разберём это на вымышленном примере.

Сцена № 1.

Предположим, пришёл новорелигиозный Абраша к тёте Бэле. А она ему стол накрыла, борщик со сметанкой, колбаски… А сообразительный Абраша говорит ей: «Тётя, а Вы знаете, я начал диету соблюдать, микрокашрутика называется. Очень здоровая диета, по последним достижениям науки… Важно не смешивать противоположные микроструктуры, например, мясо и молоко, это создаёт пониженную энергетику желудка…». Тётя Бэла, заворожённая новыми познаниями, с пониманием и доброжелательностью кивала головой: «Ну, смотри, если не можешь, не ешь. Я бы сама тоже не стала есть, но жалко выбрасывать». «А что же с моей порцией?», — «Не волнуйся, дядя Гриша придёт, съест, он диет принципиально не соблюдает…». Абраша выдохнул и перешёл на другую тему.

Сцена № 2.

Те же действующие лица, тот же борщик, но только вместо микродиеты Абраша отреагировал так: «Это не кашерно. Не могу это есть». А тётя отреагировала так: «Ты что, с ума сошёл? Какой тебе кашрут напридумал. Давай ешь! Что-о-о, религиозным заделался?!..». И дальше цитировать нет смысла.

Чем отличается сцена № 1 от сцены № 2? Почему на микрокашрутику — желание понять, а на кашрут — желание прибить?

Ответ: диета тёте Бэле никак не угрожает, там, в её мире каждый сходит с ума по-своему. А вот кашрут угрожает, и ещё как. Давайте, встанем на тётино место и почувствуем её боль.

Во-первых, то, что подразумевается под словом «кашрут», тётя не совсем понимает, но некашерная еда ассоциируется у неё с тем, что она сама некашерна. То есть, племянник считает, что у тёти что-то не то… а у тёти Бэлы по определению всё то… Одно слово «кашрут» создаёт дискомфорт в тётиной душе.

Во-вторых, тётя в основном помнит Абрашку, как она его ещё кашкой кормила и нос вытирала, а тут этот сопляк тот самый нос задрал и с тётиным мнением не считается, и одним своим кашерным присутствием оскорбляет её достоинство.

В-третьих, если начал с кашрута, то иди знай, так и до тётиного халатика дойдёт…

В-четвёртых, тёте неудобно перед Абрашиными родителями. Они его в Израиль послали под тётин присмотр, а она не уследила, и племянник в религию угодил.

Мы перечислили только несколько причин, но уже их достаточно, чтобы понять, почему такая нервная реакция на Ваш религиозный вид…

Вы спрашиваете: «Что я такого сделал?». Тяжело ответить, чего там у них дома Вы конкретно наделали, скорее всего, причину следует искать в том, что Вы не сделали. По-видимому, вы не дали им понять ни жестами, ни интонацией, ни мимикой, ни словами, что они те же уважаемые дядя и тётя и что проблема у Вас, а не у них, и Вы вовсе не возгордились, и позорить их не собираетесь, и т.д., и т.п.

Вполне возможно, если Вы бы вели себя, как Тора предписывает, то и их реакция на Ваш религиозный вид могла бы быть не столь раздражённой.

Читайте: Как относиться к старым друзьям?

Материалы по теме


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше