Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Маленький словарик больших слов

04 мая 2012, 02:14

Отложить Отложено

 אמת - эмет – правда

 

Эмет - это печать Творца, и нет достоинства больше, чем всеми силами стараться говорить правду в глубине сердца и уж, по крайней мере, не выпускать из уст ни слова лжи. Ведь уста - ворота и царство для всех органов тела, и не стоит затенять их какой бы то ни было кривдой, ибо в ответ Пней Шхина – ощущение незримого присутствия Творца – станет недоступно.

 

И пусть даже иногда приходится лгать, - в опасности, или особых случаях, оговоренных в Гемаре, когда Мудрецы вынуждены менять прямой смысл слов, - даже тогда следует приложить все усилия, чтобы это не слышалось, как ложь.

 

И когда ваш язык приучится произносить лишь правду, то слова Торы, исходящие из ваших уст, сами собой свяжутся неразрывной связью с Царством Всесильного, а это и есть суть нашей работы в Этом Мире.

 

Стремление к правде, о котором говорилось, относится не только к речи, но и ко всем поступкам человеческим. То есть, к чему бы мы ни стремились и что бы мы не совершали, всё должно делаться по правде и ради правды, без лукавства и лицемерия. Ибо эти последние – смертельный яд  для тех, кто жаждет служить Творцу, и даже малейшая их примесь – делает негодной всю работу. Избежать этого удаётся немногим. Нередко человек изнуряет себя, учит Тору, совершает добрые поступки, а чуждые побуждения сводят работу на нет, обесценивают её в глазах Творца.

 

אהבה – аhава – любовь

 

Нужно относиться с любовью к каждому созданию, стараться не входить в конфликт ни с кем, даже с неевреем на рынке. Более того, следует  выказывать дружелюбие всем и вся. Про тех, кто так поступает сказано[1]: «…Тобою Я украшусь». Ведь такого человека все хвалят и превозносят, а чем можно выказать больший почёт Творцу, как не признанием того, что служители его – люди добрые.

 

И этому не противоречит сказанное царём Давидом[2]: «Ненавидящих Тебя, Г-сподь, возненавижу, с восстающими на Тебя сражусь!» Там особый случай. Если дело касается достоинства Б-га, шутки в сторону, и никакой лести быть не может. Но, когда речь об этом не идёт, людей не сторонятся, но левой рукой сдерживают, а правой – приближают. Только так и можно укорить человека и вернуть на праведный путь.

 

Подобное мы находим в Гемаре[3], где сказано, что жертвоприношения принимаются даже у еврейских злодеев. А РаШИ объясняет, что если их прогнать, они не вернутся к Тшуве.

 

Следует приучить себя к тому, чтобы ни в ком не видеть недостатки, но только достоинства, ибо нет человека без изъяна. Тем более, это касается наших близких, к которым необходимо проявлять особую чуткость и заботу.  

 

Нет нужды говорить о нас, малых, которые по Закону Торы обязаны уважать тех, кто праведней и мудрее. Однако и люди, находящиеся на высокой ступени, также должны проявлять внимание и уважение к тем, кто меньше их, как сказали наши Мудрецы[4]: «Счастливо поколение, в котором большие прислушиваются к малым, и тем более малые - к великим …»

 

Если кто-то поступает неподобающим образом, упрёк ваш должен быть ясным, но со скрытой любовью. Если кто-либо посягает на вас, не храните обиду в себе.

Следует радоваться успехам ближних, как Аарон а-коэн, про которого написано[5]: «И увидит тебя, и обрадуется в сердце…». А уж завидовать ближнему - ни в коем случае нельзя.

 

По книге раби Якова Катина[6] "רחמי האב".

 

 


 

[1] Ишаяу,49,3

 

[2] Теилим,139,21

 

[3] Ирувин,69,2: «Принимаются жертвоприношения от еврейских злодеев, чтобы вернулись к Тшуве, кроме мумеров (отрицающих жертвоприношения), тех, кто совершает языческие возлияния вина, а также публично оскверняющих Субботу»

 

[4] Рош а-шана,25,2

 

[5] Шмот,4,14

 

[6] Судья и рав общины города Хост при жизни гаона Маарам Шик, приблизительно 160 лет назад.

Теги: , Еврейство