Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Это всё должно было быть моим, но по недоразумению досталось ему...

Десятая заповедь гласит: «Не желай дома своего ближнего. Не желай жены своего ближнего, ни его раба, ни его рабыни, ни его быка, ни его осла и ничего, что у твоего ближнего» (Шмот 20:14).

Странная формулировка. Тора требует от нас «не желать». В предыдущих заповедях она запрещала определенные действия: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй. А тут — не желай. Допустим, человек в состоянии контролировать свои действия, обуздывать страсти, сдерживать побуждения. Но разве можно управлять эмоциями, желаниями. Ведь сердцу, как известно, не прикажешь.

На самом деле, Тора требует еще большего: не только подавлять запретные желания, но и вести себя так, чтобы они вообще не возникали. Возможно ли такое?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть, как и под влиянием каких факторов формируются наши желания. То общество, в котором мы раньше жили, решительно отвергало любые формы настоящего духовного поиска или даже глубокого самоанализа, называя это интеллигентским самокопанием. За этим презрительным высокомерием скрывалась четкая идеологическая установка на единомыслие, без которого невозможна политическая благонадежность: если строитель самого передового и справедливого общества будет слишком обстоятельно копаться в своей душе, то, чего доброго, обнаружит в ней что-нибудь лишнее, идущее вразрез с партийными установками, с тезисами последнего съезда; начнет задавать «не те» вопросы, и превратится в диссидента.

Тора к внутреннему миру человека относится иначе. Прекрасно разбираясь в человеческой психологии, еврейские мудрецы говорили, что человек способен не только подавлять эмоции, но и продуктивно управлять ими.

Но вначале давайте разберемся. Что именно нам запрещено «желать»? Тора вовсе не запрещает желать хорошее, нужное, полезное. Допустим, если мне нравится жена моего соседа или его автомобиль, я могу сказать себе: «Мне бы очень хотелось иметь подобную жену и автомобиль такой же марки». В таком желании нет ничего зазорного.

Но категорически запрещено желать именно то, что есть у соседа: его жену и его автомобиль. Нарушителем этой заповеди считается даже тот, кто стремится получить чужую понравившеюся ему вещь законным способом: не украсть, не отобрать насильно, а купить за деньги. Он просит, настаивает, надоедает: «Продай мне эту вазу. Зачем она тебе? Я хорошо заплачу».

Почему мы желаем порой не такие же вещи, не подобные им, именно те, что принадлежат другим людям? На это есть несколько причин. Чаще всего желание взять чужое вызвано завистью. Завистник говорит: «Мир устроен несправедливо — по отношению ко мне, конечно. Этот “кадиллак” должен принадлежать мне. Но по недоразумению им владеет сосед. Я имею право добиваться справедливости и тем более желать ее восстановления».

Зависть тесно связана с другим чувством, толкающим людей к грабежу и воровству. Это месть. Попадая в зависимость к самым низменным инстинктам, подобный мститель жаждет унизить более преуспевающего, талантливого или богатого человека, лишить его хотя бы части того, чем тот владеет.

Поясню на примере из моей врачебной практики в Канаде. Один пациент признался мне, что он состоит в интимной связи с женой своего начальника.

«Зачем вам это?» — поинтересовался я.

Ответ был неожиданным: «У него, подлеца, есть все: красивая жена, положение, деньги, вилла. А у меня ничего! К тому же я должен гнуть спину на него от зари до темна. Так хотя бы тут я отыграюсь…»

Ничего хорошего из этой мести не вышло. «Легкая» интрижка закончилась унижением и тяжелым душевным разладом. Моему пациенту пришлось лечиться от депрессии, и это было еще далеко не все. Такова цена мести.

В основе таких чувств, как зависть и мстительность, лежит, как мы уже говорили, представление о несправедливом устройстве мира. Тора возражает: так тебе только кажется; на самом деле мир устроен справедливо, в нем нет случайностей. Каждому из нас изначально предоставлены оптимальные условия для нашего духовного и эмоционального развития. Все атрибуты, которые нам требуются для этого, либо уже есть (чего мы иногда не замечаем), либо будут даны в будущем, либо их надо научиться взять.

Если вам захочется иметь какой-то предмет, допустим, антикварную вазу, которой владеет сосед, друг, попутчик, спросите себя, действительно ли этот предмет вам так необходим. Часто бывает, что важен не предмет, а статус, к которому он прилагается. Нам нужен не «роллс-ройс», а уважение в глазах окружающих, которые видят нас за рулем этого престижного автомобиля. Именно уважение!

А если взглянуть еще глубже, то окажется, что нам не хватает самоуважения. Вот о чем мы действительно мечтаем. Отсюда и комплекс неполноценности, которым мы все в той или иной мере страдаем, тяжелое ощущение, что без «роллс-ройса» нет нам жизни.

Человек должен научиться испытывать уважение к себе, — к такому, как он есть, без «джентльменского набора» товаров, услуг и связей, дающих место в «высшем» обществе. Если это умение приобретается, то отпадает необходимость и в «роллс-ройсе».

Все вышесказанное верно и по отношению к глубоко скрытому недостатку любви к нам самим. Очень часто и тут мы страдаем самообманом, принимая за любовь подсознательную ненависть к себе. Эта ненависть компенсируется либо эгоизмом, т.е. желанием урвать за счет других, чтобы показать наличие такой самолюбви, либо чувством абсолютной необходимости получить нечто важное или ценное: престиж, общественное положение или, наконец, вещь, которая принесет любовь окружающих.

Человек становится рабом своих иллюзий. Он идет на все, но чувство, которого он жаждет, так и не приходит. Почему? Во-первых, если человек не любит себя, он не способен почувствовать любовь других. И во-вторых, неправедные методы приобретения новых благ заставляют его еще больше подсознательно презирать и ненавидеть себя. Круг замыкается.

Случается, однако, что нам действительно не хватает каких-то материальных атрибутов для духовного и эмоционального роста. Нам нужно еще что-то сделать, используя имеющиеся у нас возможности. Иногда это непосредственное обращение к Всевышнему за помощью.

Но зачем нудно просить? Ведь Творец всеведущ: Он и без наших просьб прекрасно знает, что нам нужно для нашего развития. Здесь вступают в действие два важных принципа: свобода выбора и «мера за меру».

Когда человек просит, он демонстрирует свою готовность и желание получить недостающие блага от Творца. И Всевышний откликается на его просьбу. Впрочем, иногда просьба остается без ответа. Не потому, что Всевышний отмахнулся от докучливого просителя: ничего, обойдешься. (То, что нам действительно не положено, мы и так не получим, проси — не проси.)

Он просто хочет сказать нам: ты можешь взять это сам, пойди и возьми; знай, что, хотя Я всегда с тобой, привыкай действовать самостоятельно. Это как раз то, к чему стремятся хорошие родители: научить детей принимать правильные решения без посторонней помощи. Если хочешь иметь автомобиль, как у соседа, — иди учись, работай и получи то, что тебе причитается в виде заработка, а не подарка.

Тора мудра. Она говорит: то, что принадлежит тебе, никто не может у тебя отобрать, а то, что не твое, ты все равно не сумеешь удержать.

Есть и другие причины, побуждающие людей тянуться к чужой собственности. Пожалуй, нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не задумался над смыслом бытия. Зачем я живу? Что мне нужно от жизни?

Рассказывают такой анекдот. Два еврея прочитали в газете о смерти миллиардера. Один спрашивает: «Как ты думаешь, сколько он оставил?» Второй отвечает: «Не волнуйся, он все оставил».

Каждый из нас, атеист или верующий, знает, что все нажитое придется оставить в этом мире. Поэтому атеист стремится удовлетворить свои сиюминутные желания, иметь все здесь и сейчас. Такая философия порождает конкуренцию. Атеисту кажется, что он участвует в напряженной жизненной гонке, что его кто-то обогнал, что ему наступают на пятки. Отсюда — зависть, чувство неудовлетворенных амбиций и желание обязательно, во что бы то ни стало получить то, что есть у других. Чтобы догнать, чтобы победить.

Там, где есть Всевышний, смысл жизни совсем в другом. Верующий человек стремится, в первую очередь, к духовному и эмоциональному росту. Материальное благосостояние для него не цель, а средство достижения более высокого идеала. Здесь нет места конкуренции. Человеку незачем стремиться быть самым богатым на кладбище. Его цель — не богатство, не почет, а неуклонное восхождение к вершинам духа. Ему просто не с кем конкурировать, — кроме самого себя.

Сказал рав Зуша: «Я не боюсь, что в Высшем суде меня спросят: почему ты не был таким, как Моше Рабену? Ведь я не родился, чтобы быть им. Я боюсь другого вопроса: почему ты не был таким, каким мог быть рав Зуша?»

Уместно привести слова великого раввина-кабалиста Аризаля (Ицхака Лурии), жившего в Цфате более четырех веков назад. Он писал: «Никогда никому не завидуй. Если кто-то другой одарен больше тебя, значит, он работал над своими способностями много лет или даже много предыдущих жизней». Другими словами, тот, кто хочет сравняться по уму и таланту с гениями, должен потратить не меньше сил и времени на свое развитие.

Но вернемся к нашей заповеди. Итак, нам запрещено желать чужое. Но каким образом человек может «не желать»?

Человеку свойственно стремиться к тем вещам, которые, как он считает, доставят ему удовольствие, при условии, что цена, которую он готов заплатить, не кажется ему высокой. Далеко не все удовольствия прельщают нас. Мы знаем, например, что за пользование наркотиками, доставляющими кратковременное удовольствие, надо платить слишком высокую цену (расплачиваться не столько деньгами, сколько здоровьем, иногда даже жизнью), и поэтому избегаем их.

Известная поговорка гласит: бесплатных обедов не бывает. Не совсем так. Мы получаем «бесплатные обеды» от Творца, причем, в большом изобилии и разнообразии, хотя далеко не всегда их замечаем и ценим. Но украденных обедов, за которые не пришлось бы платить очень высокую цену, — таких обедов действительно не бывает.

Как же выработать в себе такой взгляд на мир, чтобы не желать чужого никогда и ни при каких обстоятельствах? Как поменять свое мировоззрение?

В первую очередь, надо выработать в себе определенную проницательность.

Лично мне в этом плане повезло. Профессия психотерапевта дает возможность близко соприкоснуться с судьбами многих людей, увидеть непарадную сторону их жизни, ее изнанку, скрытую от окружающих и часто от них самих. Ведь чтобы помочь человеку, чтобы найти причину его страданий, нужно докопаться до самых корней. Мои пациенты научили меня одной важной истине: неблаговидные поступки неизменно ведут к тяжелым последствиям для тех, кто их совершает.

С одной стороны, человека мучает совесть. Если он старается не замечать ее угрызений, его душа грубеет, а страдания лишь усиливаются. Но помимо самобичевания, есть еще один реальный духовный механизм, действующий по принципу «мера за меру»: негативный эффект дурных поступков неизбежно возвращается к человеку бумерангом.

Мой опыт работы гипнотерапевтом подтверждает то, о чем веками говорит еврейская традиция: человек живет на свете не один раз, и если он не выполнил свою жизненную задачу, то он возвращается на землю в другом воплощении (инкарнации).

В мою задачу в этой статье не входит разбор доказательств реальности инкарнации и прошлых жизней. Назову лишь несколько общеизвестных явлений, описанных в литературе.

  • 1. Известны случаи, когда люди, находясь под гипнозом «вспоминают» языки, на которых прежде не говорили.
  • 2. Многие рассказывают о реальных событиях из других эпох, о которых они не могли знать в этой жизни и которым есть независимые подтверждения: документы, летописи, археологические данные;
  • 3. Известно немало прецедентов, когда два разных человека, не сговариваясь, рассказывали об одних и тех же эпизодах их совместной прошлой жизни, приводя одинаковые подробности.

На эту тему написано немало книг и монографий. Только на английском языке их число перевалило за двести.

Наблюдая указанный феномен в своей врачебной практике, я всякий раз убеждался, что людям приходится сполна расплачиваться за проступки, совершенные в этой или прошлой жизни. Из своего личного опыта и опыта других врачей хочу предупредить: ни одно наше действие не остается без последствий, ни одно преступление не сходит с рук. Тот, кто видит эту причинно-следственную связь, никогда не станет претендовать на чужую собственность.

В заключение уместно привести слова известного раввина Шимшона Рафаэля Гирша: «Оценивай свою жизнь не по тому, сколько ты приобрел, а по тому, сколько добрых дел ты совершил».


Йеуда, который умел нести ответственность за свои поступки, удостоился стать родоначальником царской династии. Постараемся понять, в чем именно проявляется ответственность, и как, согласно Торе, можно стать ответственным человеком? Читать дальше