Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Иегошуа бен Леви: всякий, кто привык давать цдаку, удостоится мудрых и богатых сыновей.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Тема

Переселение душ — Реинкарнация, Гилгуль

Переселение душ в еврейской традиции

Что такое гилгуль нешамот («колесо душ»)?

Рамхаль в книге «Путь Творца» (см. 1-ая часть, 2-ая глава) пишет, что «целью творения было воздать от Блага Творца другим». Далее Рамхаль пишет, что для полноценного осуществления этой цели необходимо, чтобы человек заработал это благо именно своими добрыми делами.

Но Адам, а также большинство его потомков не желали идти по верному пути, осуществляя цель создания, и приближаться к Творцу с помощью добрых дел, а, наоборот, грешили и, тем самым, отдалялись от Него всё больше и больше.

Творец же, благословен Он, желая, несмотря ни на что, привести человека к полному исправлению, создал возможность «очищения» для души человека посредством двух основных путей: геином и переселение душ.

Переселение душ — гилгуль в иудаизмеУ души есть возможность исправить грехи и приобрести новые заслуги
путём выполнения заповедей Творца в другом теле

Геином («ад») можно уподобить прачечной, в которой «подвергаются стирке» все души. С помощью мук, которые душа терпит в аду, она очищается от всех грехов.

Второй способ очищения состоит в том, что душе предоставляется возможность переселиться в другое тело. Тем самым ей предоставляется ещё одна попытка исправить грехи и приобрести новые заслуги путём выполнения заповедей Творца. На эту возможность намекает пророк Шмуэль (Шмуэль II 14, 14): «…и не прощает Господь душе (грех её), но думает Он о том, чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный».

В Письменной и Устной Торе реинкарнация не упоминается открытым текстом, поскольку это скрытая анhага (управление Творца миром). Однако эти вопросы подробно рассматриваются в скрытой части Торы, относящейся к уровню сод (секрет, тайна).

Несмотря на то, что Письменная Тора не упоминает перевоплощение душ открытым текстом, она намекает на него в некоторых местах. Так, например, почти вся глава Мишпатим, по мнению святого Зоара, намекает на перевоплощение душ. Зоар (2-ая часть, стр. 94а) так комментирует первые слова этой главы: «Это законы, согласно которым перевоплощаются души, которым было присуждено получить своё наказание». В продолжении Зоар подробно объясняет эту главу и все её намёки на переселение душ на уровне сод.

Тора намекает на переселение душ также в главе Ваешев, как следует из комментария Рамбана на эту главу. В книге Эйов есть несколько намёков на переселение душ. По мнению Виленского Гаона, на переселение душ «намекает» вся книга Йоны. Виленский Гаон написал на книгу Йоны комментарий, в котором подробно разбирает эти намёки.

Само переселение душ является очень глубокой анhагой, посредством которой Всевышний руководит миром и ведёт его к окончательному исправлению. Комментируя вышеупомянутую часть книги Зоар, Рамхаль пишет так: «Знай, что эта статья (имеется в виду часть из книги Зоар, говорящая о перевоплощении душ) является одним из самых глубоких секретов мудрости, и об этом много сказано в книге Тикунэй Зоар, поскольку главная часть анhаги связана с перевоплощением душ».

Реинкарнация в иудаизмеПеревоплощение душ совсем не такое «простое явление», как может показаться на первый взгляд

Из слов Рамхаля следует, что перевоплощение душ совсем не такое «простое явление», как может показаться на первый взгляд. Аризаль посвятил реинкарнации целую книгу под названием Шаар а-Гильгулим. Тот, кто изучает эту книгу, видит, насколько это сложное и глубокое явление.

Читайте также: Аризаль знал, кем каждый человек был в прошлой жизни?

Выводить материалы