Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему умирают дети?

Темы: Страдания, Наказание, Мировоззрение, Переселение душ, Смерть, Натан Агрес

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины. Мой вопрос может показаться неуместным, поэтому заранее прошу вас меня извинить. В очередной раз задумался вот над чем… Когда Б-г посылает на нас самих какие-то болезни, испытания, то мы, взрослые люди, это все заслужили. Роптать и жаловаться по этому поводу глупо. Необходимо осознать, что делаешь не так, и, сделав выводы, что-то изменить в себе в лучшую сторону. Из опыта своей жизни я понял, что все невзгоды нам нужны для очищения и возможности измениться в лучшую сторону. Но я не могу взять в толк, почему Б-г наказывает детей тяжелыми болезнями (рак и т. п.), в результате чего дети умирают на руках убитых горем родителей? Ведь маленькие дети, как я понимаю, безгрешны. Причем болезни бывают у детей «долгоиграющими», когда родители и сами дети борются в недугом. Если Б-гу угодно взять душу ребенка, то почему просто нельзя без мучений ребенка это сделать? К чему эти испытания для него? Ни в коей мере не осуждаю я промысел Б-га. На все есть причина, это я понимаю. Б-г милосерден к детям, так ведь? Просто в очередной раз увидел историю маленькой девочки, которая болела долго раком и вот недавно умерла, несмотря на усилия врачей. Если можно, пожалуйста, помогите разобраться в этом. Тода раба.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Александр.

Полностью разделяю Ваши чувства сострадания и жалости. Действительно, это тяжелейшее испытание для родителей, и будем надеяться, что Всевышний пошлет им душевные силы и мужество преодолеть боль потери…

С другой стороны, не будем забывать, что сами эти чувства также исходят только от Всевышнего, который вложил их в нашу натуру. Он источник милосердия, и, несомненно, любит и жалеет всех гораздо больше, чем мы…

Проблема страданий невинных — то, что называется в иудаизме «цадик ве-ра ло» (праведник, которому плохо) — одна из самых глубоких и сложных тем, этим вопросом задавались даже такие выдающиеся личности, как наш учитель Моше и пророк Ирмияу (см. там 12:1). Одна из книг Танаха — книга Ийова — также полностью посвящена этой теме. Великие мудрецы Израиля, Рамбан и Рамхаль уделили этому вопросу много внимания в своих трудах.

Понятно, что разобрать что-либо в рамках короткого ответа очень сложно. Поэтому ограничимся здесь всего лишь одним моментом, способным пролить свет понимания в этой области, а именно «Сод агильгуль» — тайна перевоплощения душ. Кстати, тысячелетиями знание об этом передавалось тайно среди знатоков Каббалы от учителя к ученику, и только относительно недавно стало доступным широкому обозревателю. Кроме этого, уже несколько десятилетий назад факт переселения душ был исследован и доказан научным миром.

Оказывается, одна и та же душа приходит в этот мир более, чем один раз. Для чего? Либо чтобы исправить ошибки прошлого, либо чтобы завершить возложенную на нее задачу, которую не закончила в предыдущий раз. Сама такая возможность «второй попытки» является проявлением колоссальной милости Творца; из жизненного опыта мы знаем, что возможность «пересдать экзамен» представляется далеко не всегда…

Кроме прочего, подобная система обеспечивает также сокрытие провидения Творца, и создает условия для свободы выбора человека и испытания веры. Ведь если бы грешник сразу же был открыто наказан, а праведник — вознагражден, присутствие Хозяина стало бы очевидным, и не было бы места человеческому служению — выявить реальность Творца и верно исполнять Его волю, даже в состоянии «сокрытия».

Поэтому во многих случаях страдания «невинных» объясняются фактом «виновности» прошлого. Прошлого, которое полностью скрыто от наших глаз! Человек может прийти в этот мир повторно с разрывом в сотни, если не в тысячи лет! Иногда для конечного исправления все, что необходимо душе — это еще раз войти в тело; так мы встречаем страшные (в наших глазах) случаи, когда малыши умирают, едва родившись (не про нас будет сказано). А иногда душе необходимо пройти очищение в виде страданий. Важно помнить, что, по словам наших мудрецов, возможность пройти подобную чистку в этом мире (даже ценой самых страшных страданий) является гораздо более мягким наказанием, чем очищение души в Геиноме (Аду).

С уважением и пожеланием только хороших известий, Натан Агрес

Материалы по теме


Запрет брать взятку упоминается в Торе трижды. Это запрещено даже тогда, когда взятка на практике не влияет на судебный приговор. Так же, как запрещено брать взятку, запрещено и давать ее. Важно, что запрет взятки относится и к нееврейским судам: согласно законам Ноя, народам мира заповедано сформировать справедливые суды, и потому запрещено искривлять правосудие. Читать дальше