Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материальный успех не всегда является главным показателем. Притча о двух юношах, один из которых стал раввином, а второй — врачом.

Кроме всего прочего, достигнутый там (речь идет об Америке начала XX века. — Прим. пер.) успех не стоит и гроша. С чем можно это сравнить? С тем, как жили в одной комнате двое юношей, богато одаренных способностями и памятью. Выросли они и расстались. Один стал «живущим в шатрах», познавал Тору все глубже и глубже, пока не стал раввином в каком-то городе. Второй же решил жить по-иному, выучился медицине, ремеслу землемера и стал во всех областях признанным мастером, зарабатывающим в неделю несколько десятков рублей серебром. И вот однажды свела их судьба в одном местечке. Раввина пригласили разрешить спор двух богачей, а врача — к постели больного. Завершив свои дела и получив плату за них, они собрались разъехаться по домам. И когда они шли по улице, каждый к своей повозке, столкнулись, узнали друг друга, и врач спросил раввина, как он поживает и что привело его сюда. Тот рассказал ему. Врач заметил: «Да что там твой заработок по сравнению с моим! Ты получаешь после всех вычетов десяток рублей в неделю, а то и того меньше; я же — несколько десятков!» И сказал ему раввин: «Может быть, ты станешь больше уважать мой удел, когда я расскажу тебе, что произошло со мной только что.

Закончив разбирать спор и получив плату, я попросил одного агента нанять мне повозку на обратный путь, который составляет примерно полтораста километров. И он нанял повозку — ты видишь ее перед собой, — не самую красивую на свете, и договорился с возчиком, что я заплачу ему восемь рублей. Но тут прибежал другой, нечестный агент и захотел обмануть меня, сказав, что только что прибыла другая повозка, прекрасная и великолепная, с хорошими мягкими сиденьями, и стоит очень дешево: за всю поездку просят лишь два рубля серебром. (Он пояснил, что на ней только что приехал какой-то богач и теперь возчику придется возвращаться назад пустым. — Прим. сост.) Я тут же побежал все разузнать, и оказалось, что едет она совершенно в другую сторону! Мне надо было на восток, а возчик собирался ехать на запад! Только чудо спасло меня: ведь если бы я прислушался к словам обманщика, позволил бы ему ослепить глаза мои великолепным убранством повозки и не исследовал всего досконально, пришлось бы мне сначала возвращаться на полтораста километров сюда, а потом еще столько же — домой. Кто знает, хватило бы у меня сил на трехсоткилометровое путешествие по такой ужасной дороге?

То же самое могу я сказать про нас с тобой. Все знают, что наш мир — это как большая ярмарка, где можно найти самые разные товары на продажу; человек и послан в наш мир специально, чтобы скупить их. Товары эти — Тора и заповеди, прибыль от которых больше, чем от любого другого приобретения. Когда же завершит человек свой труд, вернется дух его к Г-споду, чтобы наслаждаться светом жизни. И потому, хотя я и приобрел свою Тору и заповеди ценой больших усилий и сейчас мой заработок тоже не так уж велик (он походит на ту повозку, которая не так уж удобна и красива), тем не менее в конце концов я с миром доберусь до места, и будет сопутствовать мне праведность моя, и Б-г почитаемый примет меня с большим уважением, по слову Писания: “И будет предшествовать тебе праведность твоя, и слава Б-га примет тебя”.

Ты же бежал от Торы и заповедей, решив наслаждаться тем, что предлагает этот мир. Действительно, в течение краткого времени ты радуешься тому, что едешь в замечательной повозке с мягкими сиденьями, и очень задешево, — но знай, что едешь ты не туда! Ты движешься в обратную сторону и с каждым днем лишь удаляешься от места своего назначения. А в конце, когда вернется душа твоя в вышний мир, заставят ее снова возвращаться в этот мир и ехать обратно, исправляя то, что ты испортил».

И мне кажется, что именно об этом говорил царь Шломо в стихе: «В чем преимущество человеку от всякой работы, которую будет делать он под солнцем?» (Раши объясняет: «Слово Тахат надо понять как “вместо”, а не как “под”, т.е. светом солнца взамен света Торы, который и есть истинный свет».) На первый взгляд стих должен был сказать «которую сделал», а не «которую будет делать». Но, по-видимому, объяснение здесь очень простое.

Напоминает это слугу, которого хозяин послал на рынок, чтобы что-то купить. Слуга купил некачественный товар, и хозяин велел ему идти обратно и купить вместо него другой, да еще и накричал на него: «Разве это называется: служить верно? Разве может надежный посланец не обратить внимания, что он покупает для своего хозяина, так что ему придется идти назад?» Стих говорит о том же самом: когда человек, живя в этом мире, трудом своим добыл некачественный товар, ему придется потом вернуться из вышнего мира обратно сюда. Поэтому и говорит стих: «В чем преимущество (…) от работы, которую будет он делать?» То есть: если он исполняет свою работу так, что потом придется ее переделывать. Поэтому и продолжает Писание словами: «Поколение уходит, и поколение приходит…» — то же самое поколение возвращается еще раз.

Нефуцот Исраэль, 6


Фараон — «паро», как его называет Тора — у еврейских мудрецов считается олицетворением дурного начала, сил духовной нечистоты. Конечно, скорее всего за фигурой фараона Пятикнижия стоит вполне реальная историческая личность (правда, до сих пор ведутся споры, при каком именно из известных нам фараонов Древнего Египта происходили события Исхода). Но наши мудрецы говорят, что «фараон» может просыпаться в каждом из нас. Читать дальше