Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Исправление

Исправление (на иврите — тикун) в иудаизме — это цель и задача каждого живущего на земле человека: выполняя 613 заповедей, мы, евреи, исправляем свои души, и в конечном итоге — весь мир.

Оглавление

Душа Адама [↑]

Понятие Святого Языка тикун можно объяснить как упорядочение, которое также включает в себя исправление и касается не только нашего мира, но и всего мироздания. В книге Зоар эта идея передается через разбиение сосудов (швират а-келим) и исправление этого.

Изгнание Адама из Ган Эдена и разбиение его души на 600 000 частей является аналогом изначальной идеи разбиения сосудов. Таким образом, душа каждого человека — это частица души первого человека — Адама. Мудрецы говорят (Мидраш Танхума, гл. Пкудей 3), что Адам был не просто первым человеком: его душа заключала в себе души всех его будущих потомков всех времен и народов. То есть «человечество» — это был он. В его душе содержались все возможные аспекты души. На языке наших книг, «внутренний аспект» души Адама — это души евреев, а внешний аспект его души — души народов мира.

Каждый народ обладает своим характером и типом души, у каждого своя жизнь со своими испытаниями, своя роль. И каждое поколение, даже одного и того же народа, тоже живет в свою эпоху и выполняет свою роль, ведь этапы истории очень разнятся между собой. Но изначально все эти разные души были слиты в одну, душу Адама.

Через Адама не было произведено конечное исправление, а вместо этого его душа была разделена на 600 000 частей, и каждый человек получил частицу души Адама, которую он должен исправить и усовершенствовать, и свое задание, выполнением которого он это осуществит. На каждом этапе своей жизни мы выполняем определенную часть своего задания, получаем следующую часть — и переходим на следующий этап своей жизни. Потом эти выполненные части задания сливаются воедино, в общее выполненное задание этого человека; исправленные частицы его души — в одну общую душу.

Но и эта общая душа — только частица еще более общей души данного поколения данного народа, которая достигает своего исправления с помощью выполнения общего задания — слияния выполненных заданий отдельных людей и их исправленных душ. А там сольются воедино и души всех народов и поколений. Так будет исправлена душа Адама-человечества.

Рамхаль пишет (Даат Твунот, ч. 2), что количество душ, которое будет участвовать в исправлении мира, было заложено в Творении изначально. Это сказано еще в Гмаре (Авода Зара 5а): «Сын Давида (Машиах) не придет, пока не закончатся все души, которые в теле». И комментирует Раши: «Есть оцар (нечто вроде склада), который называется тело, и изначально были созданы все души, которые в будущем родятся, и поместил их (Вс-вышний) там (на складе)».

Достичь совершенства [↑]

И далее, на протяжении всей нашей истории, история с разбиением сосудов повторяется, принимая облик галута, изгнания. Галут — это и изгнание Адама из Ган Эдена, и разбиение Скрижалей, и спуск в Египет, и разрушение Храма, и рассеяние, в котором мы находимся по сей день.

В противовес галуту всегда есть геула, избавление и исправление, тикун. 600 тысяч душ взрослых евреев, вышедших из Египта (см. Шмот 12:37) и получивших Тору на горе Синай удостоились исправить в корне первоначальный грех и вышли на тот уровень, на котором находился Адам до падения, как объясняется в Талмуде (трактат Шабат 89а). И если бы не разбиение Скрижалей, мир мог бы прийти к полному исправлению еще тогда. Но этого не произошло, и евреи ушли в галут. Окончательным исправлением этого будет возвращение изгнанников со всех четырех концов света, как предсказано пророками.

У каждого поколения свои задачи и свой тип совершенства его общей души, поэтому меняется характер людей, их достоинства и недостатки: каждое поколение наделено теми, какие ему нужны для его работы и борьбы с собой.

Будет побеждено одно зло — придет другое, будет решена одна проблема — возникнет другая. Не потому, что мир безнадежен, а потому, что он создан для выполнения таких заданий и человек не должен оставаться без них.

Коллективная цель человечества состоит в том, чтобы исправить первоначальный грех, в котором все мы, в той или иной мере, принимали участие. Именно по факту причастности каждой конкретной души к этому греху определяется её судьба, страдания и испытания (но понятно, что влияет и многое другое, например, повседневные грехи и заслуги, а также «долги и отпечатки» прошлых жизней — гильгулим кодмим).

Заповеди и исправление [↑]

Мы не имеем представления о том, какая именно роль отведена каждому из нас в общей работе по исправлению. Но знаем, что для осуществления цели (чтобы мир стал цельным, гармоничным и совершенным), всем нам, сообразно с потенциалом, которым наделил каждого из нас Творец, надо вносить в мир как можно больше Света и Добра.

Тора написана и дана нам с той основополагающей целью, чтобы научить нас, как устроен мир и как его надо исправлять. Нам, евреям, было выдано для этого 613 инструментов, другим народам — свои инструменты, которые мы называем «Семь законов Ноаха». От того, насколько правильно и старательно мы пользуемся этими инструментами-заповедями, и зависит исправление выданной нам души и, в конечном итоге, исправление мира.

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ объясняя в «Дерех Ашем» духовный смысл порядка дня и молитвы, указывает на то, как выполнение заповедей способствуют исправлению.

Первое действие, которое мы совершаем с утра — это очищение рук. Пишет Рамхаль, что в утреннем омовении рук есть также и «исправление всего Творения, которое очищается от ночной нечистоты и освобождается от ее духовной тьмы».

Про цицит Рамхаль пишет: «Поскольку Б-г пожелал, чтобы евреи освящались во всех аспектах своего бытия, Он дал нам заповеди для всех времен и для всех обстоятельств, чтобы они (евреи) были исправлены во всех них. Одна из вещей, относящихся к человеку, — это его одежда. И чтобы она также была исправлена в святости, приказал Всевышний привязывать к ней цицит (кисти). Тогда и она (одежда) получает исправление в святости».

Рамхаль объясняет, что человеку дано привести к совершенству все Творение, и чтобы в этом преуспеть, ему даны в помощь конкретные установленные Б-гом детали: цицит, тфилин и др. Тфилин, например, предназначен для исправления сердца и мозга.

Рамхаль предупреждает, что для завершения всех элементов этого желанного исправления недостаточно просто повязать тфилин: «необходимо соблюдение многочисленных и разнообразных деталей этой заповеди, соответственно подразделению аспектов самого человека».

Также и молитва — ее порядок, время, соответствующий настрой — установлена для того, чтобы «исправить то, что необходимо»: как физический мир, так и трансцендентный. Общая цель и намерение в этом: привести все Творение, все миры в надлежащее состояние, в котором на них будет излучено Высшее воздействие Вс-вышнего.

Можно ли исправить грех? [↑]

И если выполнение каждой повелительной заповедей действует на мир благотворно, то нарушение любой из 365 запретительных уменьшает количество Света и Добра в мире, человек отдаляется от Вс-вышнего, а его душа, соответственно, — грубеет.

Для того, чтобы исправить это положение, человек должен пройти все этапы тшувы, раскаяния: «И вернешься ты (дойдет твое раскаяние) к Вс-вышнему, Б-гу твоему и послушаешься Его голоса…» Пояснили наши мудрецы: это — раскаяние, достигающее Престола Славы, когда человек раскаялся всей душой, всем сердцем.

На исправление Творец дает нам время, силы и возможности. Каким временем для этого мы будем располагать и сколько сил на это добавится — решают Небеса. У людей об этом не может быть никакого представления. Поэтому нельзя преднамеренно откладывать исправление ошибок. Ведь нам никогда неизвестно, сколько времени у нас «в запасе».

Значит ли это, что можно сознательно грешить и каяться, и снова грешить и каяться снова? Дело в том, что когда согрешивший человек делает тшуву, он не исправляет свой грех. Пожалев о соде­янном, он меняет только свое желание, а сам поступок, так же, как и действие греха на чело­века, остаются. Исправить то, чем он навредил своей душе, преступив закон, может только милосердие Творца.

Каждый из нас способен просить прощения за то, что мы пошли против воли Творца, и устремить наши желания к исполнению Его воли, но исправить то, что было испорчено нашим действием в нас и в окружающем мире, не в наших силах. Это и не может быть обязанностью человека.

Существует возможность излечить душу — просить об этом Творца. В молитве «Три­надцать качеств» дважды произносится имя Вс-вышнего, выражающее, что Он — Творец. Объясняет Талмуд: «Он Творец до греха, и Он Творец после греха». Он сотворил челове­ку душу до греха, человек согрешил и испортил ее, а сейчас раскаивается, и тогда Вс-вышний изменяет законы мироздания и делает с нами чудо, творя нам душу заново.

Этот путь определяется мудрецами как тшува ми-иръа, раскаяние из богобоязненности. А есть также путь раскаяния из любви, тшува ми-аhава: это духовное просветление, наполнение души новыми глубинами Торы и, как следствие, также исправление человеческих поступков.

Исправление и переселение душ [↑]

Если человек в течение своей жизни в этом мире не исправил свою душу и не выполнил свою задачу по исправлению мира, иногда ему дается возможность сделать это в новом воплощении. Рабейну Хаим Виталь, знаменитый ученик величайшего каббалиста Аризаля, подробно пишет в своей книге Шеарей Кдуша (часть Шаар а-Гильгулим) о переселении душ.

Возвращая душу в этот мир в новом теле, Творец предоставляет ей ещё одну попытку исправить грехи и приобрести новые заслуги путём выполнения заповедей. На эту возможность намекает пророк Шмуэль (Шмуэль II 14, 14): «…и не прощает Господь душе (грех её), но думает Он о том, чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный».

Возвращаются не все души, а только те, которые требуют исправления, и нам важно не забывать об этом: единственной целью нашего рождения всегда является исправление.

Выводить материалы