Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Слышала, что незаконнорожденный ребенок (мамзер) не может жениться...

Темы: Исправление, Предназначение, Брак, Еврейский закон, Рав Мендель Агранович, Мамзер

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, слышала, что незаконнорожденный ребенок (мамзер) не может жениться, т.е. у него не будет продолжения рода. Так зачем Бог посылает в этот мир таких людей? Наталья

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемая Наталья!

Ваше утверждение верно только частично. Во-первых, все, кто не имеет возможности вступать в брак с обычными членами общины, имеет право вступать в брак с себе подобными. Это конечно, очень сильно сужает выбор, но все же. А для мужчин-мамзеров есть еще одно решение, описанное в трактате Кидушин 69а и принятое как галаха (закон) в Шулхан Арухе, 4:20, Эвен а-Эзер: можно жениться на «кнаанейской рабыне», то есть женщине, принявшей на себя соблюдение заповедей на уровне рабыни, и изменить статус ребенка, рожденного от нее, освободить из рабства — и он будет кошерным евреем. Для женщин-мамзерот такое решение не работает. Ведь ребенок от раба останется сыном женщины-еврейки, и, соответственно его статус будет таким же, как у его матери, статус сохраняется. В случае же с матерью — «кнаанейской рабыней» статус «прерывается», а затем потомки этого ребенка могут вернуться в народ Израиля.

Рамбам пишет, что такое послабление специально оставили, чтобы дать возможность потомкам мамзера вернуться, изменить свой статус.

Теперь о том, зачем Бог приводит их в мир.

Всякий человек приходит в этот мир, чтобы исправить что-то своей жизнью. Часто это — результат ошибок прошлых воплощений, поэтому иногда рождаются дети-инвалиды, сироты и т.д.

Яркий пример, приводится в одной из хасидских историй. Царица Эстер увидела в будущем мире сказочный дворец (понимать это совсем буквально не стоит) и захотела в него войти, но ей сказали, что несмотря на все ее заслуги перед народом Израиля ей туда нельзя. Эти дворцы — только для тех, кто жил всю жизнь в крайней бедности, но остался верным Торе и Всевышнему. Она решила спуститься в этот мир еще раз, чтобы достичь такого уровня.

История продолжилась в Кракове, где у праведной еврейской женщины не было даже гроша, чтобы купить свечу на субботу. Не будем продолжать историю, но идея понятна. Наша жизнь — наша задача, а обстоятельства — условия этой задачи.

Тот, у кого есть такая задача, сможет иметь детей, а если человек не смог их иметь, значит воля Всевышнего была такова… Здесь, в Израиле, есть несколько организаций помощи семьям, у которых пока нет детей. Несколько руководителей этих организаций сами бездетны, но они помогли сотням или тысячам людей стать родителями…

В общем, вывод: задача у человека может быть нетривиальной, а обстоятельства — это именно те условия, в которых Всевышний хочет, чтобы она была выполнена.

С уважением, Мендель Агранович

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский