Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Войны Гога и Магога может не быть?

Темы: Машиах, Пророчество, Гог и Магог, Рав Мендель Агранович, Конец времен

Отложить Отложено

Слышал, что война Гога и Магога может не состояться, правда ли это? Лейб Вороновский, Днепропетровск

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемый Лейб!

Если честно, то это очень странно, так как у пророка Зхарьи (глава 14) и пророка Йехезкеля (глава 38) есть прямое упоминание об этой войне. И один из принципов веры: все слова пророков — истина. Так сформулировал Рамбам в своей книге Мишнэ Тора (Ильхот Санхедрин, глава 10, а также Ильхот Тшува и Ильхот Йесодэй Тора). Краткий поэтический перевод этих принципов (не самого Рамбама) приводится в Сидуре, после утренней молитвы. Но он же писал: неясно, как в точности будет выглядеть приход Машиаха, так как есть разные стихи и разные их толкования, а у нас нет инструментов, позволяющих их оценить и принять галахическое решение. Поэтому все варианты возможны.

Обратимся к трудам и преданию хасидских праведников последних веков. От имени раби Элимелеха из Лиженска передают, что он «исправил» все духовные опасности и смягчил («подсластил») все «приговоры», связанные с войной Гога и Магога. Мы никак не можем судить, о чем здесь идет речь, но высказывание такое есть, а раби Элимелех не хуже нашего знал, что все слова пророков — истина. Еще несколько хасидских цадиков, а также великий раби Хаим Альберштам из Цанца, всеми признанный и как алахический авторитет, также говорили: благодаря тем, кто погиб, освящая Имя Творца, а также из-за тяжести изгнания чаша страданий и горечи переполнилась до такой степени, что нет необходимости в войне Гога и Магога для исправления мира и приходу Машиаха не будут предшествовать страдания. Передают также: хотя в Талмуде Сукка 42а сказано, что Машиах сын Йосефа погибнет (таково одно из мнений), этого не произойдет, так как это исправил знаменитый раби Шимшон из Острополя, погибший от рук казаков Богдана Хмельницкого, да сотрется его имя! (Сам раби Шимшон был из рода Давида, но как это «сработало» для Машиаха бен-Йосеф, мы опять же не понимаем… Кстати, рав Элияшив был потомком раби Шимшона…)

Раби Леви-Ицхак из Бердичева объясняет это, основываясь на словах Рамбама, что бедствия, о которых предупреждают пророки, могут быть отменены в результате раскаяния народа — тшувы. Его основная идея такова: если все понимают, что бедствие, о котором говорил пророк, было отменено благодаря раскаянию, и не отрицают истинность пророчества, сценарий в реальности может меняться.

Подчеркнем еще раз, что Рамбам полагал: точный сценарий прихода Машиаха невозможно знать заранее… Но обратите внимание: мы молимся о возвращении Всевышнего в Сион бэ-рахамим — «с милосердием». Значит, такой вариант существует, милосердие возможно…

Некоторым людям эти идеи позволят молиться о приходе Машиаха искренне, а также понимать, что многое зависит от нашей тшувы, в том числе — как придет Машиах…

С пожеланием увидеть раскрытие Всевышнего в Сионе бэ-рахамим, Мендель Агранович

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше