Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Если все члены Сангедрина считали, что подсудимый виновен в убийстве, подсудимого отпускали?

14 февраля, темы: Еврейский закон, Рамбам, Талмуд, Убийство, Смертная казнь, Рав Мендель Агранович, Сангедрин

Отложить Отложено

Здравствуйте! Попалась мне сегодня на Toldot интересная фраза: «Ведь именно так принимал решение Сангедрин: если все его члены находили подозреваемого в убийстве виновным, он объявлялся невиновным». Прокомментируйте, пожалуйста. Заранее спасибо, Михаил

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемый Михаил!

Есть такой закон — решение по обвинению в убийстве принимается судом в составе двадцати трех человек: они слушают дело, показания свидетелей… Позже каждый судья принимает решение. Так вот, если все судьи признавали подсудимого виновным, его не казнили. Обоснование этого закона приводится там же, в Талмуде (Сангедрин 17а): по закону следует продлить рассмотрение дела еще на сутки, чтобы найти подсудимому оправдание, а эти судьи не смогут его найти, ведь они единогласно признают его виновным!

Интересно узнать источник этого закона: это человеческая логика, постановление Торы или постановление мудрецов?

Вопрос психологии — судьи, единогласно обвиняющие, неспособны пересмотреть дело на следующий день. Существует мнение, что это лишь постановление мудрецов, но основное мнение — что это следует из текста Торы, который гласит: приговор имеет силу если есть «спасающая община судей» (группа, которая оправдывает) и «судящая община судей» (группа, которая обвиняет)… То есть, приговор имеет силу, только когда часть судей склоняется к одному решению, а часть — к другому.

Этот закон установлен Рамбамом в кодексе Йад Хазака («Законы Санхедрина» 9, 1). Остальные комментаторы его не приводят, поэтому можно предположить, что не все талмудисты считали его однозначным. Но сейчас эти законы не актуальны, так как у нас нет Санхедрина и возможности применять уголовное право по Торе, а мнение Рамбама — единственное четко сформулированное, поэтому оно так на слуху. Ведь здесь проявляется суть судебной системы Торы — объективность. Её цель — не строгое наказание, а взвешенное решение, исполнение которого искупит грех, совершенный подсудимым. Для этого судьи должны быть максимально беспристрастны, а излишняя решимость наказать, не оставляющая возможности для пересмотра, не ведет к этой цели.

Комментаторы обсуждают, относится этот закон к судам из двадцати трех судей или только к Верховному суду, где судей было семьдесят один. Текст Рамбама дошел до нас в двух разных редакциях, в одной из них есть уточнение: «Санхедрин Гдола, который единогласно», то есть Верховный Суд. Есть два пути понимания слов Рамбама согласно этой редакции:

Раби Давид бен-Шломо ибн-Зимра считал, что речь идет не только о малом Санхедрине (состоящем из 23 судей; о нем говорится в обсуждаемой части Талмуда), но и о Верховном (состоящем из 71 судьи): если решение было принято судьями единогласно, подсудимого не казнили. Зачем же Рамбам уточняет, что речь идет о Верховном Суде (Санхедрин Гдола)? Чтобы не было возможности предположить, что Верховный Суд всегда полномочен выносить решения. Это примечание Рамбама показывает, что это не так: в этом случае и решение Верховного Суда не принимается.

Раби Меир-Симха а-Коэн из Двинска (Ор Самеах) считает иначе: только в Верховном Суде подсудимого освобождают в случае единогласного обвинения, а малых Санхедринах подсудимый не освобождается, а его дело передается в Верховный Суд, где будет рассматриваться заново.

Интересно: если все судьи признали подсудимого виновным, а потом один судья передумал и решил, что тот невиновен, получается, что это оправдательное решение станет причиной того, что подсудимый будет признан виновным по решению большинства… А ведь право пересмотреть решение предоставляется судьям только ради возможного оправдания. Но в данном случае это невозможно, ведь теперь подсудимый будет наказан из-за того, что один или двое судей пересмотрели свою позицию и сочли его невиновным.

Это то, что мы смогли найти, чтобы прокомментировать приведенную Вами цитату.

С уважением, Мендель Агранович


Нравится!
Поделиться ссылкой:

Материалы по теме

Гора Сартаба

Разные авторы
5

Это высотка над Иорданской долиной, по свидетельству наших мудрецов, в древние времена, когда начало нового месяца устанавливалось Сангедрином в Иерусалиме, она была второй от Иерусалима точкой передачи "огненного" телеграфа. От Масличной горы до Вавилона были приготовлены большие стога хвороста и в момент освещения нового месяца, которые поочередно зажигались, таким образом передавалось сообщение о начале нового месяца.

Принципы Алахи (еврейского закона).

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?

Шестая заповедь. «Не убивай»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.

Страница Талмуда

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»


Тема дня

Истинность Торы

Доказательства истинности Торы, или откуда мы знаем, что Тора — с Небес