Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Определение единства Творца — это отрицание зла»Рамхаль
Биография великого каббалиста

Р. Давид бен-Шломо ибн-Ави-Зимра (РАДБАЗ, ок. 1479, Испания – 1589, Цфат) – знаменитый каббалист. После изгнания евреев из Испании родители р. Давида поселились в Цфате, где мальчик получил образование под руководством р. Йосефа Сарагосы.

Впоследствии Радбаз переселился в Каир, где в 1514 году состоял членом бейт-дина под председательством нагида р. Ицхака Шолала. В 1517 году, когда турецкое правительство упразднило должность нагида, Радбаз был назначен верховным раввином Египта. Он прославился учёностью и энергией в упорядочении еврейского общинного быта в Египте. В основанную им йешиву со всех концов стекались слушатели, среди них – р. Бецалель Ашкенази и великий каббалист р. Ицхак Лурия.

В предисловии к комментарию на Песнь Песней р. Ицхак Акриш мастерски обрисовывает личность и характер р. Давида, в доме которого он находил приют в течение десяти лет. Р. Акриш пишет о том, что Радбаз играл видную роль в общественной и политической жизни Египта, ввёл ряд изменений в общинный быт евреев. Среди прочего, он упразднил селевкидское летосчисление.

В возрасте 90 лет Радбаз отказался от должности раввина и отдал большую часть своего состояния бедным, не забыв при этом талмидей-хахамим. Он поехал в Иерусалим, где, однако, оставался недолго, и затем поселился в Цфате. Там он был членом бейт-дина, председателем которого был р. Йосеф Каро. Умер Радбаз в возрасте 110 лет.

Труды Радбаза: «Диврей Давид» - комментарии к «Йад Хазака» Рамбама; «Йекар Тиферет» – ответ Рааваду (р. Аврааму бен Давид) на его критику книги Рамбама «Йад Хазака» и комментарий к тем местам, которые опущены у р. Видаля из Тулузы в «Магид Мишне»; «Клалей а-Гмара» – методология Талмуда; «Ор Кадмон» – каббалистическое сочинение; «Маген Давид» – мистическое объяснение алфавита; «Мецудат Давид» – объяснение 613 заповедей; «Михтам лэ-Давид» – каббалистический комментарий на Песнь Песней; «Кетер Малхут» – молитва на Йом Кипур; «Гилуй лэ-Идрот» – комментарий на «Идрот» с заметками р. Хаима Виталя»; «Диней раба вэ-зута» – комментарий на «Шулхан Арух»; «Шивим паним ла-Тора» (два последних сочинения упоминаются в предисловии к его сочинению «Маген Давид»).


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Недельная глава Хаей Сара

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.

Разъяснение смысла выражений «и скончался», «и умер», «и присоединился к народу»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.

Жизнь, шидух и похороны. Хаей Сара

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

На тему недельной главы. Хаей Сара 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.