Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Нет более цельного сердца, чем разбитое сердце»Рабби Менделе из Коцка
Биография великого каббалиста

Р. Давид бен-Шломо ибн-Ави-Зимра (РАДБАЗ, ок. 1479, Испания – 1589, Цфат) – знаменитый каббалист. После изгнания евреев из Испании родители р. Давида поселились в Цфате, где мальчик получил образование под руководством р. Йосефа Сарагосы.

Впоследствии Радбаз переселился в Каир, где в 1514 году состоял членом бейт-дина под председательством нагида р. Ицхака Шолала. В 1517 году, когда турецкое правительство упразднило должность нагида, Радбаз был назначен верховным раввином Египта. Он прославился учёностью и энергией в упорядочении еврейского общинного быта в Египте. В основанную им йешиву со всех концов стекались слушатели, среди них – р. Бецалель Ашкенази и великий каббалист р. Ицхак Лурия.

В предисловии к комментарию на Песнь Песней р. Ицхак Акриш мастерски обрисовывает личность и характер р. Давида, в доме которого он находил приют в течение десяти лет. Р. Акриш пишет о том, что Радбаз играл видную роль в общественной и политической жизни Египта, ввёл ряд изменений в общинный быт евреев. Среди прочего, он упразднил селевкидское летосчисление.

В возрасте 90 лет Радбаз отказался от должности раввина и отдал большую часть своего состояния бедным, не забыв при этом талмидей-хахамим. Он поехал в Иерусалим, где, однако, оставался недолго, и затем поселился в Цфате. Там он был членом бейт-дина, председателем которого был р. Йосеф Каро. Умер Радбаз в возрасте 110 лет.

Труды Радбаза: «Диврей Давид» - комментарии к «Йад Хазака» Рамбама; «Йекар Тиферет» – ответ Рааваду (р. Аврааму бен Давид) на его критику книги Рамбама «Йад Хазака» и комментарий к тем местам, которые опущены у р. Видаля из Тулузы в «Магид Мишне»; «Клалей а-Гмара» – методология Талмуда; «Ор Кадмон» – каббалистическое сочинение; «Маген Давид» – мистическое объяснение алфавита; «Мецудат Давид» – объяснение 613 заповедей; «Михтам лэ-Давид» – каббалистический комментарий на Песнь Песней; «Кетер Малхут» – молитва на Йом Кипур; «Гилуй лэ-Идрот» – комментарий на «Идрот» с заметками р. Хаима Виталя»; «Диней раба вэ-зута» – комментарий на «Шулхан Арух»; «Шивим паним ла-Тора» (два последних сочинения упоминаются в предисловии к его сочинению «Маген Давид»).


В недельной главе Шмини излагаются события восьмого дня подготовки коаним к их миссии: в этот день Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Читать дальше

Пять причин, по которым сыновья Аарона заслужили наказание смертью

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Сыновья Аарона неподобающим образом отнеслись к Святая Святых. Тора подчеркивает, что этот проступок был страшным.

Избранные комментарии к недельной главе Шмини

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Одна общая цель всех требований, символически предъявляемая нам церемониями жертвоприношений — это не оставлять в наших сердцах места для «дурного побуждения»

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Планы Надава и Авиhу возглавить еврейский народ выражались в форме, явно неуважительной для Моше и Аарона

Мидраш рассказывает. Недельная глава Шмини

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Не быть жестокосердным. Шмини

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«ШМИНИ» («ВОСЬМОЙ»). Из чего мы состоим?

Рав Бенцион Зильбер

Глава описывает события, которые произошли на восьмой день («И было в восьмой день») с момента подготовки коаним (священнослужителей) к служению в Храме. В этот день (он пришелся на первое нисана второго года по выходе евреев из Египта) Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Огонь на жертвеннике, куда были возложены требуемые законом жертвы, был зажжен не коаним, а спустился с Небес, что свидетельствовало о присутствии в Храме Шехины Всевышнего. При открытии Храма погибли два сына Аарона, совершившие ошибку при вознесении воскурений. Аарону и остальным его сыновьям Всевышний приказал не соблюдать траура, несмотря на постигшее их горе. Заключительная часть главы посвящена законам о разрешенных евреям в пищу (кашерных) и не разрешенных в пищу (некашерных) животных, птицах и рыбах, а также некоторым законам о ритуальной чистоте и нечистоте.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Две причины гибели сыновей Аарона, упомянутые в Мидраше: они, идя за Моше и Аароном, говорили: «Когда умрут старцы эти», и не создали семьи.