Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография великого каббалиста

Р. Давид бен-Шломо ибн-Ави-Зимра (РАДБАЗ, ок. 1479, Испания – 1589, Цфат) – знаменитый каббалист. После изгнания евреев из Испании родители р. Давида поселились в Цфате, где мальчик получил образование под руководством р. Йосефа Сарагосы.

Впоследствии Радбаз переселился в Каир, где в 1514 году состоял членом бейт-дина под председательством нагида р. Ицхака Шолала. В 1517 году, когда турецкое правительство упразднило должность нагида, Радбаз был назначен верховным раввином Египта. Он прославился учёностью и энергией в упорядочении еврейского общинного быта в Египте. В основанную им йешиву со всех концов стекались слушатели, среди них – р. Бецалель Ашкенази и великий каббалист р. Ицхак Лурия.

В предисловии к комментарию на Песнь Песней р. Ицхак Акриш мастерски обрисовывает личность и характер р. Давида, в доме которого он находил приют в течение десяти лет. Р. Акриш пишет о том, что Радбаз играл видную роль в общественной и политической жизни Египта, ввёл ряд изменений в общинный быт евреев. Среди прочего, он упразднил селевкидское летосчисление.

В возрасте 90 лет Радбаз отказался от должности раввина и отдал большую часть своего состояния бедным, не забыв при этом талмидей-хахамим. Он поехал в Иерусалим, где, однако, оставался недолго, и затем поселился в Цфате. Там он был членом бейт-дина, председателем которого был р. Йосеф Каро. Умер Радбаз в возрасте 110 лет.

Труды Радбаза: «Диврей Давид» - комментарии к «Йад Хазака» Рамбама; «Йекар Тиферет» – ответ Рааваду (р. Аврааму бен Давид) на его критику книги Рамбама «Йад Хазака» и комментарий к тем местам, которые опущены у р. Видаля из Тулузы в «Магид Мишне»; «Клалей а-Гмара» – методология Талмуда; «Ор Кадмон» – каббалистическое сочинение; «Маген Давид» – мистическое объяснение алфавита; «Мецудат Давид» – объяснение 613 заповедей; «Михтам лэ-Давид» – каббалистический комментарий на Песнь Песней; «Кетер Малхут» – молитва на Йом Кипур; «Гилуй лэ-Идрот» – комментарий на «Идрот» с заметками р. Хаима Виталя»; «Диней раба вэ-зута» – комментарий на «Шулхан Арух»; «Шивим паним ла-Тора» (два последних сочинения упоминаются в предисловии к его сочинению «Маген Давид»).


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»