Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если вы чувствуете, что кипите от возмущения и готовы с гневом высказать свои претензии тому, кто это возмущение вызвал, знайте что так поступать запрещено. Каким бы праведным ни был ваш гнев!»Рав Зелиг Плискин, из книги «Береги свою речь»

Почему жаждущие еврейства олим попали в антирелигиозный Израиль, а убегающие от еврейства эмигранты - в теплые еврейские общины Америки?

Отложить Отложено

Продолжение темы, поднятой в посте «Лучше чтобы еврей остался в России или ехал в Америку»?

Приехав в Израиль, я решил не проявлять безразличие, а рассказал о случившемся в Вене раву Ракефету, который давал нам уроки Торы в  Москве. Он, в свою очередь обратился в Сохнут, и меня принял один  чиновник этой организации. Я надеялся, что эта встреча повлияет на поведение сотрудников Сохнута в будущем.Однако действительность рассеяла мои наивные ожидания.

Когда я впервые прочитал русскоязычную газету «Наша страна», то испытал шок. Издаваемая рабочей партией газета была переполнена грубыми нападками на соблюдающих Тору евреев. Такого я не встречал даже в газете «Правда». Прожив в Израиле шесть лет, я пришел к выводу, что произошедший в Вене инцидент был не исключением, а скорее правилом. С горечью пришлось констатировать, что олим, возвращавшиеся из советского изгнания и мечтавшие оказаться среди братьев, переживали разочарование. Достаточно прочитать воспоминания рава Ицхака Зильбера зц”л, который писал, что вначале был настолько потрясен «нееврейским» духом государства, что хотел даже вернуться в Россию.

Впрочем, удивляться было не чему. Левые партии десятилетиями контролировали прессу и образование, навязывая олим свои взгляды. До разоблачения Хрущевым, портрет Сталина висел в столовых многих кибуцов. Смешно сегодня об этом писать, но в мое время в СССР в коммунизм уже не верили даже гебешники, а в Святой Земле мне повелось беседовать с еще наивно верующими коммунистами, видеть красный флаг на здании Гистадрута  (профсоюза).

В Израиле ощущались отголоски яростной борьбы с религией, безжалостно проводимой в СССР в 20-е годы «еврейской секцией» коммунистической партии. В СМИ постоянно звучала критика в адрес религиозных людей, которые не служат в армии, не получают профессионального образования, не работают, а вымогают деньги у государства.  Кончено же были чистые и праведные люди: рав Ицхак Зильбер, рав Хаим Меир Кахане, но надо было удостоиться знакомства с ними. Основная же масса олим затруднялась установить контакт с религиозными людьми, которые сами были заняты острой борьбой за существование. Если же такой личный контакт случался, то это вызывало удивление: хоть и религиозный, а такой приятный, культурный человек. Зачастую такая встреча становилась поворотным пунктом в духовном поиске человека.      

Когда я ехал в Израиль, то мечтал пойти в армию, однако вскоре понял, что главной ареной современной битвы между добром и злом является то, что большевики называли идеологическим фронтом. Я мечтал о том, чтобы начать издавать в Израиле еврейскую газету на русском языке. Между тем, я изучал Тору в йешиве, живя Иерусалиме с непередаваемой радостью. Каждый день, выходя из дома, я видел перед собой иудейские горы и синее небо, удивляясь лишь тому, что не перестаю удивляться красоте Земли Израиля. Меня окружали замечательные и праведные люди, об обществе которых можно было только мечтать.  

Когда шесть лет спустя, мне предложили поехать в Нью-Йорк, я сомневался. Во-первых, со мной в йешиве «Атерет Исраэль» уже училась группа друзей и учеников. Мог ли я их оставить? Во-вторых, я мечтал об Израиле и призывал всех моих друзей ехать только в Израиль, как я могу поехать в Америку? 

С другой стороны, в Израиле у меня не было средств основать школу для детей иммигрантов или газету на русском языке, а в США открывались эти возможности.  Тогда я обратится к раву Ицхаку Зильберу за советом. «Ты обязан ехать в Америку, но должен быть готов преодолеть там унижения и нищету», - сказал он мне. Когда я обратился к главе русскоязычной йешивы «Швут Ами» раву Элиезеру Кугелю, то он посадил меня в машину и мы поехали в Бней-Брак к раву Шаху зц”л, возглавлявшему йешиву «Понович». Рав Шах дал мне трогательное благословение на поездку, призвав не упускать возможности учить Торе русскоязычных евреев Америки, помня об их детях и всех поколениях их потомков.

Впрочем, было у меня и еще одно сомнение. Есть ли в Америке русские евреи, которые хотят изучать Тору? Ведь интересующиеся еврейством поехали в Израиль, а в США направилась «колбасная» иммиграция – люди, которые не искали духовности, а просто переселялись в более комфортабельную, богатую и свободную страну. Американское правительство могло послать русских иммигрантов осваивать Аляску, но провидению было угодно, чтобы их приняли  теплые еврейские общины Нью-Йорка, Чикаго, Детройта, Бостона, Балтимора...  

Парадокс заключался в том, что не особенно ищущих контактов с евреями иммигрантов гостеприимно принимали в своих домах религиозные американские евреи, приглашая их на субботы и праздники. Высокообразованные врачи и юристы, преуспевающие бизнесмены открывали для русских евреев свои дома и сердца, как для членов своих семей. К тому же в отличие от Израиля, в Америке религия удостаивается уважения. «Когда я была в больнице, то черная нянечка спросила, хочу ли я кошерную еду, мне было стыдно признать, что я не придерживаюсь традиций, и я согласилась», - рассказывала мне одна женщина.

Нет ничего удивительного в том, что иммигранты потянулись к еврейству в Америке. Конечно не все. И, конечно же, путь этот все равно непростой. Но почему «русские» в Америке оказались в привилегированном, в духовном смысле, положении?

Возможно, один эпизод, проиллюстрирует эту проблему. 

Лет десять назад одного подростка привезли из еврейской школы в Украине в йешиву в Нью-Йорке. Здесь он закончил школу, затем Йешиву Университет, сегодня он работает в солидном бизнесе, и что важнее всего, активно помогает другим студентам из бывшего СССР приехать в Америку и получить здесь  еврейское образование.

«Почему ты привозишь этих молодых людей в США, а не направляешь в Израиль?» – спросил я его недавно.

«Все лучшие ребята из моего класса поехали в Израиль, и никто из них сегодня не соблюдает заповеди, - с горечью ответил он. – В Америке у них есть гораздо больше шансов стать соблюдающими Тору евреями».

«Нежели это так?» – спросил я одного английского еврея, который преподает Тору в одной из бывших республик СССР.

«К сожалению, в духовном смысле,  в израильских йешивах мы потеряли очень много учеников, и стараемся их больше туда не направлять, предпочитая йешивы Англии и Америки».

- Что же это за парадокс? - думал я. – Почему жаждущие еврейства эмигранты попали в антирелигиозный Израиль, а убегающие от еврейства - в теплые еврейские общины Америки?

Или, может быть, я ошибаюсь, и все это совсем не так? Буду рад, если вы, дорогие читатели, поделитесь со мной Вашим мнением.

Теги: Тора, алия, евреи, США, Эмиграция из СССР