Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Правило мудрости — молчание. Цена слова — золотой, молчания — два»Раби Йеуда а-Хасид, Сефер а-Хасидим 86

На тему "Лаг-баОмер": панибратство

09 мая 2012, 06:51

Отложить Отложено

Ученики раби Акивы были наказаны за то, что не оказывали друг другу должного почтения. Проще говоря, вели себя фамильярно.

Вроде, отсюда можно было бы вывести, что, если другим людям фамильярное поведение в своем кругу прощается, то для мудрецов Торы подобный способ общения недопустим.

А ведь это не совсем верный вывод, вернее не весь ответ. На самом деле надо сказать так:

Совершает преступление тот, кто неуважительно ведет себя с мудрецом Торы. Даже если он сам мудрец Торы!

** **

Под уважением в адрес раввина, мудреца Торы, талмудиста имеется в виду именно уважение в адрес самой Торы. Или если хотите – уважение перед той Торой, которую данный мудрец выучил.

Примеров с отрицательной коннотацией я повидал достаточно. Хоть и негоже кивать на других (поскольку надо заниматься самим собой – и только!), тем не менее, чтобы остальных предостеречь, можно иногда сослаться на чужие ошибки.

Один не встает, когда видит, что в зал входят раввины, принадлежащие течению, которое он, видите ли, осуждает. Другой плохо отзывается о хабадском ребе – забыв на минутку, что тот был великим знатоком и учителем. Третий нос воротит от хасидов и открыто говорит об этом по радио. Незнающие слушатели, далекие от мира Торы, согласно кивают его речам головой – и вместе с ним совершают такой же тяжкий проступок. Но они по незнанию, в то время как получивший доступ к микрофону "специалист" делает это сознательно (и также сознательно толкает к плохому делу слушателей – что судится на небе много строже, чем личный грех).

Но это мнение о раввине. Еще страшней оскорбление, брошенное раввину в лицо.

Довелось мне видеть, как человек запросто похлопал раввина по плечу: мол, мы-то с тобой понимаем, о чем речь. Раввин не возмутился, он даже не заметил. Но заметили и возмутились на небе!

Был такой, что, выписывая деньги на ешиву, стал читать нотацию великому праведнику: дескать, можно и умерить аппетиты, ребе. Что с ним стало, нам известно (об этом и написано, и рассказано).

Некоторые считают, что приставку "рав" можно и надо употреблять только перед фамилиями тех евреев, которые получили соответствующий сертификат (подтверждающий раввинское звание). А ведь сертификат говорит лишь о том, что его обладатель может занимать раввинский пост. В то время как термин "раввин", "рав", "ребе" – это выше, чем пост, это уровень человека, который, выучив Тору, умеет и может учить других. Поверьте мне, я в этом разбираюсь (да и сертификат лежит у меня на полке среди важных бумаг, могу предъявить).

Недопустимо произнести фамилию без звания "рав", когда говорят о раве К., много и успешно привлекающего евреев бывшего Союза к Торе!

Недопустимо бросить другому уважаемому учителю: а поскромней, ребе, нельзя быть? – Он поймет, поблагодарит за дружеский совет и станет скромнее, – но в том-то и дело, что на "советчика" тут же заведут "дело" на небесах. Оно ему надо?

Во второй главе Авот написано: "Грейся у огня мудрецов (т.е. учись у них), но остерегайся их углей, чтобы не обжечься (т.е. не вздумай их обидеть): ибо их укус – укус лисицы, их жало – жало скорпиона, их шипение – шипение змеи, и все их слова – как горящие угли".

Ученики раби Акивы забыли, что это сказано для них тоже, – и были наказаны по максимуму.

** **

В Торе говорится, что, если у тебя возникнут вопросы, обратись к мудрецам своего поколения – и они скажут, что делать. Тот же стих добавляет: не вздумай от их указания уклониться.

Получается, что стих приравнивает постановления будущих мудрецов самой Торе.

Такое возможно лишь в случае, когда Тора помогает этим мудрецам. Она их поддерживает, не дает ошибиться (если у них, конечно, правильные намерения). Поэтому выступление против мудрецов = выступление против Торы. Независимо от уровня выступления, – серьезное оно (скажем, "идейное") или шуточное, поведенческое.

И последнее. Наше безмерное уважение перед мудрецами-праведниками строится на том, что в их руки однажды на Синае была передана вся Тора, и только они устанавливают ее законы на земле. Что вполне соответствует известному правилу Торы: "Праведник скажет – небо сделает (т.е. реализует его желание)".

Будем учиться на судьбе учеников раби Акивы, как не надо поступать. Иначе, считай, прошли впустую все соблюдения полутраурных законов по поводу их стародавней кончины (ндБ).

 

**  **

Важное замечание. (Возникло при обмене комментариями и замечаниями - см. ниже.)

Некоторые склонны считать, будто буквальное прочтение фразы о том, что ученики раби Акивы неуважительно относились один к другому, – это неуважительное к ним отношение.

Так вот, по-моему, и я в этом глубоко убежден, найти причину их смерти в том, что они разговаривали друг с другом фамильярно, – не является неуважением к ним, ибо это наша учеба. Можно сказать, они именно для того и погибли, чтобы мы научились после них не совершать подобных ошибок. И если мы этому не научимся – их смерть останется неоправданной и случайной (ндБ). Скажу еще резче: они совершили подвиг самопожертвования – чтобы спасти нас с вами! (Не в том, что сознательно нарушали правила поведения с мудрецами, а в том, что, нарушив эти правила, стали для нас примером – как нельзя себя вести.)

Вывод: слова о том, что они не оказывали друг другу почтение, надо понимать именно буквально! Иначе в них нет для нас никакого полезного содержания.

Теги: Мудрецы, Мусар, Праздники, Занудство