Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Арабские народы станут одним из caмых ярых врагов Израиля

3оар, Дварим, 32:
Сыны Ишмаэля будут владеть Святой землей, когда та будет долгие годы пуста… Они будут чинить препятствия сынам Израиля, возвращающимся на землю свою…

Рабби Элиэзер в своих «Поучениях» (гл. 30) предсказывает такие деяния арабов на святой земле

Сказал рабби Ишмаэль2:
Пятнадцать деяний совершат в будущем сыны Ишмаэля на Святой земле: обмерят Страну веревками (т. е. поделят ее между собой); осквернят кладбища, будут содержать там скот и собирать навоз; поделят кладбища и вершины гор; умножат ложь; будут преследовать правду; отдалят закон от Израиля; умножат грехи среди Израиля; (при них) увянет бумага и перо (т. е. переведутся в Стране писцы свитков Торы) и обесценятся государственные деньги; отстроют разрушенные города; расчистят дороги; насадят caды; застроят проломы в стенах Храма; на месте Храма поставят здание; в конце дней их правителями будут два брата, — и в то время встанет потомок Давида, как сказано (Даниэль, 2:44): «И во дни тех царей установит Б-г небесный царство, что вовеки не разрушится и власти другому народу не передаст».

Там же, гл. 32:
А почему он был назван «Ишмаэль» (Дословно: «услышит Б-г»)? — Так как услышит Всевышний стенания народа Своего в бедствии, что несли ему сыны Ишмаэля, как сказано (Теиллим, 55:20): «Услышит Б-г и усмирит их».

Арабы (потомки Ишmaэля) и европейцы (наследники Эдома) заключат союз, дабы уничтожить воссозданное гocудapствo Израиль

3оар, Берешит, 119:
…И в то время пробудятся сыны Ишмаэля вместе со всеми народами мира, чтобы пойти на Иерусалим, как сказано (3ехария, 14:1): «И coбеpу вce народы на войну против Иерусалима»… Поясняет Рамак: «Поскольку евреи создали свое государство, то все народы превратятся во врагов Израиля и заключат между собой союз, чтобы уничтожить его, — и тогда настанет “час бедствия Яакова”, но не смогут сломить его, ибо “в нем же его избавление”».

Теиллим, 83:
…Против народа Твоего замышляют они втайне худое и совещаются о хранимых Тобой. Сказали они: «Пойдем и истребим их, чтобы перестали быть народом, и да не упомянется более имя Израиля!» Ибо единодушны они в совещаниях, против Тебя заключают союз. Шатры Эдома и ишмаэльтян, Моав и Агрим, Гевал и Амон, и Амалек, Плешет с жителями Цора3,.. которые говорили: «Возьмем во владение себе жилища Б-жьи».

Из пояснений рабби Oвадии Сфорно4:
В этом псалме содержится молитва об избавлении от «Войны Гога и Магога», в которой примут участие многие народы, как сказано: соберу все народы на войну против Иерусалима…

Иехезкель, 36:5: Посему так сказал Г-сподь Б-г:
«Ведь в огне ревности Моей говорил я об остатке народов этих и обо всем Эдоме, что с радостью и с презрением в душе дали землю Мою себе в наслeдиe, дабы пределы ее стали их добычей (…об остатке народов этих… — т. е. о народах, что оставались в Эрец-Исраэль, когда народ Израиля был в изгнании)».

Последними притеснителями сынов Иеуды будут Египет и Эдом

Йoэль5, 4:19:
Станет Eгипет пустошью, а Эдом будет пустынею безлюдной за насилие над сынами Иудейскими, чью невинную кровь проливали они в стране их. — Из пояснений Радака следует, что они будут последними притеснителями.

Царство Эдома будет сильней царства Ишmaэля, но оба будут нуждаться друг в друге

Даниэль, 2:40—42:
А четвертое царство будет сильным, подобно железу; и словно железо, что плющит, крошит и разбивает все, оно, что железо всесокрушающее, всех разобьет и сокрушит. А то, что видел ты ступни и пальцы из глины гончарной и железа, так это к тому, что царсто это будет разделено, и крепость его будет, что видел ты, — крепостью железа, смешанного с гончарной глиной. И как пальцы ног — частью из железа, а частью из глины, так и царство это частью будет прочным, а частью хрупким. — Поясняется в Мидраш «Даниэль»: «Четвертое царство» — царство Эдома; «будет сильным, подобно железу», — железо — это ее мощь, громадность и многочисленность армий; «ступни и пальцы из глины гончарной» — это царство Ишмаэля. Эдом будет сильнее, но он тоже будет нуждаться в Ишмаэле для упрочения своего царства.

Война Гога и Магога

Сыны Эдома будут воевать с арабами

Зоар, гл. Ваэра, 32:
Разожгут сыны Ишмаэля жестокие войны в мире, и соберутся на них сыны Эдома, — будут воевать на море, на суше и под Иерусалимом, и покорят эти тех (т. е. сыны Эдома сынов Ишмаэля), но Святая земля не перейдет в руки сынов Эдома.

«Северный царь» царства злодеяний победит Египет, Израиль и все страны ближнего востока

Даниэль, 11:40—43:
А под конец сразится с ним царь Южный, и бурей налетит на него царь Северный с колесницами, всадниками и множеством кораблей. И придет он в Страну Прекрасную, и пострадают многие… И простерет он длань свою на многие страны, и земля Египетская не спасется. И завладеет он сокровищницами золота и серебра и всеми ценностями Египта; и Лувим и Кушим пойдут за ним.

Зexаpия, 12:2:
Вот я сделаю Иерусалим чашей яда для всех народов вокруг и для врагов Иеуды, когда осажден будет Иерусалим.

Из комментариев Малбима:
Мы уже поясняли в книге Иехезкеля, что в конце дней соберутся сыны Эдома, дабы выхватить Иерусалим Из рук ишмаэльтян.

Иехезкель, как и Даниэль, пророчествовал, что стремление Египта властвовать приведет его к войне со многими народами

Иехезкель, 32:2—3:
Сын человеческий! Вознеси плач о Паро, царе Мицраима (Египта), и скажешь ему: «Возомнил ты себя молодым львом, но ты — крокодил среди морей; и ринулся по рекам твоим, и возмутил воду ногами твоими, и замутил реки их. Так сказал Г-сподь Б-г: Я наброшу на тебя сеть Мою в собрании народов многих, и вытащат тебя сетью Моей». Поясняет Раши: «Следовало тебе лежать в твоем Ниле, как положено рыбам, а не выходить на сушу; но возгордился ты в сердце своем и уподобился в глазах своих молодому льву, что владычествует на суше и охотиться выходит за добычей». — Добавляет Мецудат-Давид: «Потому: теперь даже там (в воде) не будешь более властвовать, ибо наброшу на тебя сеть народов, “и вытащат тебя сетью Моей”».

Там же, 32:9—10:
И встревожу я сердце народов многих, когда донесу весть о разрушении твоем до народов, до стран, о которых даже и не знаешь ты. Из-за тебя впадут в оцепенение Hapoды, цари их содрогнутся, когда взмахну на тебя мечом Моим пред ними, и будут трепетать — каждый за душу свою в день падения твоего.

Арабские народы поднимутся мстить «северному царю» за жестокую расправу над Египтом — это и будет «война Гога и Магога»

Пояснения Малбима на пророчество Йоэля, 4:9:
Я уже пояснял в книге Иехезкеля: народы Эдома поднимутся, дабы захватить Святую землю и перебьют жителей Египта, веры сынов Ишмаэля, и тогда поднимутся ишмаэльтяне, дабы отомстить за единоверцев своих, и перебьют многих, и тогда возвратятся эдомитяне и перебьют множество сынов Ишмаэля, и так будет и в третий раз, и эта война — «Война Гога и Магога» в конце дней.

В те времена некий народ, обитающий на краю земли, пойдет войной на «северного царя»

Даниэль, 11:43—44:
И завладеет он сокровищницами золота и серебра и всеми ценностями Eгиптa; и Лувим и Кушим пойдут за ним. Но слухи с востока и с севера испугают его, и выйдет он в ярости великой, дабы уничтожать и губить многих.

Зоар, гл. Ваэра, 32:
В те времена на краю Земли пробудится один народ и встанет против Царства Злодеяний, наследника Рима, и воевать будет с ним три месяца. И соберутся народы, но будут они преданы в руки его, и после этой победы Царство Злодеяний соберет все народы, дабы уничтожить Израиль.

Рукописи Рамбана, ч. 2, стр. 517:
…И вот, завладеет всем миром на девять месяцев, но услышит: великий народ надвигается, — это десять колен7, и выйдет воевать, как написано: «Но слухи с востока и с севера испугают его, и выйдет он в ярости великой…»8

После победы царcтва злодеяний все сыны Эдома пойдут на Иерусалим

Зоар, Берешит, 119:
…И с севера начнутся войны… и объединятся все народы против дочери Яакова (т. е. против Израиля), ибо возжелают свести ее со света. О том написано: «Это час бедствия Яакова, и в нем же его избавление».

Иехезкель, 38:11:
И скажешь ты: «Поднимусь на страну неукрепленную, пойду на успокоившихся, в безопасности обитающих, — нет у них ни стены укрепленной, ни засова, ни дверей». — Поясняет Раши: «Пойду на успокоившихся» — и посмотрю, на что они надеются.

Даниэль, 11:45:
И поставит он шатры свои дворцовые меж морем и горою Святилища прекрасного, но придет он к концу своему, и никто уже не поможет ему. И вслед за этим написано: И встанет тогда Михаэль, князь великий, стоящий за сынов народа твоего, и настанет время бедствий, нeбывалыx с того дня, как стали они народом, и до тех пор. И спасется в ту годину народ твой…

«Таргум Ионатана», Дварим, 34:3:
Бедствия каждого поколения обрисовал Всевышний перед Моше. Он описал ему и войны, и наказание Гога, и времена тех тяжких бедствий, когда поднимется Михаэль.

Bcлeдствиe падения Гога и орды его, все узнают, кто eсть опора Израиля

Иехезкель, 38:14:
Посему пророчествуй, сын человеческий! И скажешь Гогу: «Так сказал Г-сподь Б-г: “Воистину, в тот день, когда народ Мой, Израиль, будет обитать в безопасности, ты узнаешь”». — Поясняет Раши: «Узнаешь» — и убедишься, кто их Твepдыня и Надежда.

Миха, гл. 5:
(1) «А ты, Бейт-Лехем9 Эфратский, самый младший в семьях Иеуды! Из рода твоего произойдет властелин в Моем Израиле, и корень его — в древности, во днях давних. (2) Потому предаст Он их до времени, пока не родит роженица; и остальные братья возвратятся к сынам Израиля. (6) и будет остаток Яакова среди народов многих, как роса от Г-спода, как капли дождя на траве, которым нет нужды ждать человека и надеяться на сынов человеческих. (8) Воздымется рука твоя над врагами твоими, и все враги твои истреблены будут. (14) И совершу в гневе и ярости мщение над народами, которые не слушали Меня. »

Последовательность войн Гога согласно книге пророка Даниэля (в нашeм понимании)

Царь южный выступит против Гога — царя северного

Даниэль, 11:40:
А под конец сразится с ним царь Южный, и словно буря налетит на него царь Северный с колесницами, всадниками и множеством кораблей; и придет он в страны и захлестнет их, и пройдет.

Египет не спасется

Там же, 11:41:
И придет он в Страну Прекрасную и пострадают многие… и простерет он длань свою на многие страны, и земля Египетская не спасется.

Из всего района ближнего востока спасутся только страны, покорные «северному царю»

Там же:
И вот кто спасется из рук его — Эдом и Моав, и лучшие из сынов Aмоновых. (Т. е. народы, живущие на землях, где раньше были расположены эти государства, и спасутся они не благодаря силе своей, а лишь потому, что согласятся служить «царю Северному», ибо издавна ненавидят народ Израиля).

С востока и с севера на Гога двинутся войска

Там же, 11:43—44:
И завладеет он сокровищницами золота и серебра и всеми ценностями Египта; и Лувим и Кушим пойдут за ним. Но слухи с востока и с севера испугают его… (В том числе слух о народе, наступающем на него с края Земли вместе с народами многими, как то описывается в книге «Зоар»).

Гог возвратится на север

Там же:
И выйдет он в ярости великой, дабы уничтожать и губить многих. (Судя по книге «Зоар», эти войны будут на севере, в стране Гога).

Поразив врагов, Гог возвратится в Эрец-Исраэль

Там же, 11:45:
И поставит он шатры свои дворцовые меж морем и горою Святилища прекрасного…

С приходом Гога в Эрец-Исраэль наступит время невиданных бедствий

Там же:
Но придет он к концу своему, и никто уже не поможет ему. и встанет тогда Михаэль, князь великий, стоящий за сынов народа твоего, и настанет время бедствий, небывалых с того дня, как стали они народом, и до тех пор.

Тогда спасутся лишь праведники

Там же, 12:1:
И спасется в ту годину народ твой, все те, что будут обнаружены в записях книги (жизни).

Последовательность войн царства злодеяний по книге «Зоар» (в нaшeм понимании)

Сыны Ишмаэля воздвигнут преграды cынaм Израиля, возвращающимся на свою землю

Зоар, гл. Ваэра, 32:
Сыны Ишмаэля будут владеть Святой землей, когда та будет долгие годы пуста, ведь и обрезание их — пустое, без совершенства. Они будут чинить препятствия сынам Израиля, возвращающимся на землю свою, до той поры, покуда не воздастся им за обрезание10

Эдом начнет войну против сынов Ишмаэля

Там же:
Разожгут сыны Ишмаэля жестокие войны в мире, и соберутся на них сыны Эдома, — будут воевать на море, на суше и под Иерусалимом…

Эдом покорит арабские страны, но Эрец-Исраэль не достанется ему

Там же:
И покорят эти тех (т. е. сыны Эдома сынов Ишмаэля), но Святая земля не перейдет в руки сынов Эдома.

Народ, обитающий на краю земли, соберет народы против царства злодеяний

Там же:
В те времена на краю Земли пробудится один народ и встанет против Царства Злодеяний, наследника Рима, и воевать будет с ним три месяца. И соберутся народы, но будут преданы в руки его…

Все сыны Эдома пойдут на Иерусалим, и лишь тогда Всевышний разгромит их

Там же:
Пока не соберутся против него (Израиля) все сыны Эдома со всех концов Земли, — и тогда пробудится Bсевышний против них, и об этом сказано (Иехезкель, гл. 38): (6) «Гомэр и все отряды его, дом Тогарма с окраин севера и все отряды его, — народы многие с тобою… (18) И будет: в день прихода Гoга на землю Израиля, — слово Г-спода Б-га! — возгорится гнев Мой в ярости Моей»; Даниэль, 12:1: И встанет тогда Михаэль, князь великий… и наступит время бедствий… И спасется в ту годину народ твой…

Рав Ай Гаон: накануне избавления в Эрец-Исраэль будет властвовать эдом

Из письма р. Ая Гаона:
Вы спрашиваете: «Как будет происходить избавление от начала его и до самого конца, и воскресение из мертых, и новые небеса»? — Для подробных и точных объяснений потребуется очень много времени, потому здесь я могу дать лишь общие пояснения:

  • 1. Начальный этап избавления продлится восемь лет, включая год избавления, — и это имели в виду наши мудрецы, говоря намеком в трактате «Санэдрин» (97а): В семилетии, по истечению которого придет сын Давида…
  • 2. В этом семилетии Эдом будет властвовать над Израилем не менее девяти месяцев, но и не более трех с половиной лет, ибо Израиль должен отнять власть именно у Эдома, как сказано (Бэмидбар, 24:18): «И будет Эдом подвластен, и будет подвластен Сеир врагам своим, — Израиль одолеет их. и будет властвовать потомок Яакова…»

1. К этой главе следует подходить с особой осторожностыо. Дело в том, что нет полной уверенности, что мы достаточно правильно понимаем пророчества, касающиеся будущего. Поэтому динамика и и порядок развития событий могут происходить в несколько ином плане, чем то описывается ниже. К тому же, как уже не раз отмечалось, не исключено, что еврейский народ решит вернуться к своим истокам еще до исполнения сроков, и тогда всей этой цепи событий или хотя бы ее части может и вообше не быть.

2. Рабби Ишмаэль — тана, живший в конце 1-го — начале 2-го вв.

3. Агрим и Гевал — трудно точно уcтановить сегодня, что это эа народы; Амон — древнее государство, которое было расположено на восточном берегу реки Иордан, к северу от Моава; Плешет — филистимляне; Цор — город, расположенный на территории современного Ливана.

4. Рабби ОваДия Сфорно (1475—1550) — один из выдающихся еврейских мудрецов Италии эпохи Ренесанса. Был сведущ в медицине, математике и других науках. Его комментарии к Танаху отличаются легким изложением и ясностью мысли.

5. Йоэль — пророк, живший в 5-ом веке до н. э. во времена иудейскoго царя Менаше.

6. Лувим — ливийцы; кушим — африканские народы.

7. Десять колен — по сегодняшний день в cтpанax вocтoкa живут народности, чьи обычаи свидетельствуют об их происхождении из десяти колен. По преданиям мудрецов, в конце дней они, забытые всеми, пробудятся и захотят вернуться в Эрец-Исраэль, дабы соединиться со своими братьями — потомками колен Иеуды и Биньямина. Человек, который встанет во главе десяти колен, будет назьшаться Машиахом Бен-Иосефом. И когда «царь Северный» завладеет Иерусалимом и не будет у Израиля сил противостоять ему, тогда Машиах Бен-Иосеф придет на помощь наpoду, но потерпит поражение и будет убит.

8. Это мнение Рамбана. Не исключено, что «Зоар» имеет в виду другой народ.

9. Бейт-Лехем — город возле Иерусалима, в котором родился царь Давид.

10. В свое время тринадцатилетний Ишмаэль с радостью согласился, чтобы Авраам обрезал его. За эту заслугу Всевышний дал его потомкам Право поселиться на Святой земле, пока Израиль находится в изгнaнии, несмотря на то, что обрезание, перенятое арабами от их прародителя, — «пустое», т. е. лишено всякого внутреннего содержания. Они не унаслeдoвали истинный смысл заповеди и ее духовные корни, и Все, что осталось им от обрезания — лишь неприятная обязанность, связанная с физическими страданиями. Израиль же унаследовал заповедь обрезания со всеми ее законами и глубоким внутренним смыслом. Брит-мила, совершающаяся у нас на восьмой день после рождения ребенка — важное семейное событие, сопровождающееся большой радостью.


Почему люди среднего достатка нередко оказываются более щедрыми спонсорам религиозных учреждений, чем миллионеры? Притча о королевской армии, которую приводит Хафец-Хаим, полностью отвечает на этот вопрос. Читать дальше