Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как узнать, что человек действительно раскаялся?

Темы: Исправление, Тшува, Рамбам, Прощение, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шавуа тов, уважаемые Рабаним. Мы всё время говорим о тшуве. Как это можно объяснить? Что значит вообще тшува, и как узнать, что человек действительно её сделал? М.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом!

Тшува буквально означает «возвращение», то есть человек должен вернуться туда, откуда он ушел. А откуда мы ушли, спросите Вы? Все человеческие души оторваны от Первоисточника и отправлены в этот мир в состоянии первозданной чистоты. Попав в сферу материи, души отдаляются от Творца, маленький ребенок ничего не будет знать о Том, Кто дал ему жизнь, если не рассказать ему. Наша задача в этом мире — приблизиться к Всевышнему, Источнику всего сущего, и поэтому понятие тшува применимо не только к нарушившему Закон — о нем нечего и говорить, что он отдалился от Всевышнего, нарушив Его волю. Но и праведник всегда может оглянуться на прошлое и увидеть, что ему есть еще к чему стремиться в служении Творцу. Есть и для него работа в области отношений с Всевышним. Это тоже называется тшува. Великие праведники проводили много времени в уединении, подвергая свои поступки строгому, критическому анализу. Каждый человек в течении всей жизни имеет возможность приближать свою душу к тому состоянию, в котором были все души еврейского народа в момент наибольшего проявления Творца в нашем мире — во время Синайского откровения.

Но, конечно, основное значение тшувы — это раскаяние в совершённых проступках и сожаление о несделанных мицвот. Сила тшувы огромна — даже закоренелый грешник может исправиться и очиститься полностью.

Тшува состоит из нескольких этапов — человек должен немедленно оставить грех, раскаяться в сердце о содеянном (это, пожалуй, самая трудная часть), исповедаться вслух перед Всевышним (не перед людьми, хотя грешнику, известному в народе, стоит покаяться публично). И, наконец, надо принять на себя обязательство ни в коем случае не повторять свой проступок. В случае, когда была нарушена заповедь, касающаяся отношений между людьми, никакое раскаяние не поможет исправить содеянное, пока не будет получено прощение от обиженного. Украденное же имущество необходимо вернуть, а если неизвестно, кому возвращать, или его нельзя найти, то надо стараться делать как можно больше для общественной пользы.

Для большей ясности приведем избранные отрывки из книги Рамбама «Яд Хазака», раздел «Законы тшувы»:

Из главы 1

§1. После того, как тот, кто умышленно или по ошибке нарушил любую из заповедей Торы — предписывающую или запрещающую, раскаялся в своем грехе, он должен исповедаться перед Б-гом, благословен Он, как сказано: «Мужчина или женщина, провинившиеся перед другим человеком, совершив тем самым преступление против Г-спода, взяв грех на свою душу, должны исповедаться в грехе, который они совершили» (Бемидбар, 5:6,7) . Здесь Тора говорит об исповеди в словесной форме. Произносить такую исповедь — предписывающая заповедь Торы. Исповедуются так: «Б-же! Грешен я пред Тобою, виновен, преступен; совершил я то-то и то-то; я раскаиваюсь в своих поступках, и стыжусь их, и никогда более не поступлю так». Это — основа исповеди, но всякий, кто развивает эту формулу и умножает свои покаянные молитвы, заслуживает похвалы.<…>

Из главы 2

§1. Что такое полная тшува? Если тому, кто раскаялся в каком-либо грехе, представилась возможность снова совершить его, но раскаяние удержало его от этого, а не страх и не бессилие (например, если человек когда-то находился в преступной связи с женщиной и вдруг снова оказался наедине с ней, и любит ее по-прежнему, и телом крепок, и происходит это в том же месте, где когда-то было совершено прелюбодеяние, и все же он удержался от греха) — этот человек называется — бааль тшува гмура — тот, кто сумел прийти к полной тшуве. Об этом сказал Шломо: «Вспомни о Творце твоем в дни юности твоей, пока не придут тяжелые дни, годы, о которых скажешь ты: “Не желаю их…”» (Коэлет, 12:1). Если грешник раскаялся лишь в старости, когда ему уже не по силам coвершить то, что он делал в молодости, — его раскаяние, хотя и не является полным, принимается, и он возвращается к Всевышнему. Даже тому, кто грешил всю жизнь, но раскаялся в день своей смерти и умер раскаявшимся, прощаются все грехи, как сказано в продолжении приведенного выше стиха: «…пока не погасло солнце и свет дня, луна и звезды, и снова не соберутся тучи после дождя» (Коэлет, 12:2) . Это — намек на день смерти; следовательно, даже тот, кто вспомнил о Творце своем и раскаялся только перед кончиной, получает прощение.

§9. Раскаяние и Йом-Кипур искупает только вину перед Всевышним — например, вину того, кто ел запрещенную пищу или совершил прелюбодеяние. Но тому, кто виновен перед другим человеком — например, нанес ему телесное повреждение, или проклял его, или ограбил, — грех не простится вовек, если он не заплатит ближнему то, что тому причитается, и не помирится с ним. Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощения. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы тот его извинил. Если обиженный все же не прощает, виновный должен привести трех его друзей, и те попросят за него прощения. Вновь не простил обиженный — приводят еще трех друзей, если и это не помогло — еще трех. Если и на третий раз обиженный не простит обидчика — тот не обязан более просить прощения, и не желавший простить несет вину на себе. Если обиженный был учителем обидчика, тот должен просить прощения, если понадобится, тысячекратно — до тех пор, пока учитель не извинит его.

Из главы 3

§14. <…> Тот, кто даёт прозвище ближнему, называет его этим прозвищем, позорит другого человека публично, самоутверждается за счет чужого позора и оскорбляет мудрецов, проявляет неуважение к своим учителям, относится пренебрежительно к праздникам и к жертвоприношениям, — все они лишены удела в грядущем мире. Сказанное верно лишь в том случае, если все эти грешники умерли, не раскаявшись. Тот же, кто раскаялся в своих злодеяниях и умер раскаявшимся, удостаивается грядущего мира, ибо раскаяние преодолевает все препятствия. Даже тот, кто всю свою жизнь отрицал существование Бога, но раскаялся в последнюю минуту, удостаивается удела в грядущем мире, как сказано: «Мир, мир далекому и близкому, сказал Господь, Я исцелю его» (Йешаягу, 57:19). Все злодеи, грешники и отступники, если они раскаялись в грехах публично или хотя бы только в сердце своем, принимаются, как сказано: «Вернитесь, заблудшие дети, Я излечу вас, когда вы вернетесь» (Ирмеягу, 3:22). То есть, хотя человек еще именуется «заблудшим», ибо он раскаялся только в сердце своем, а не публично, — все-таки [Всевышний] принимает его.

Из главы 7

§3. И не думай, что раскаиваться следует только в преступных действиях: блуде, грабеже, воровстве. Как должен человек раскаиваться в этих преступлениях, так должен он искать в себе дурные черты характера и привычки и исправлять их: гнев и враждебность, зависть и соперничество, насмешничество (цинизм), жажду денег или почета, чревоугодие — во всем подобном следует раскаиваться. Эти привычки тяжелее преступных деяний тем, что человеку, погрязшему в них, труднее прийти к раскаянию. И так сказано: «Да оставит грешник путь свой, и злодей — замыслы свои» (Йешаяу, 55:7).

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Как раскаялся Иокум иш Цророт?

Материалы по теме

Два вида Тшувы

Рав Элиягу Вугенфирер

Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему

Как правильно раскаяться?

Рав Реувен Куклин

Кто сходил бы для нас за море?

Первые шаги в еврейской жизни. Оглавление, предисловие

Рав Ашер Кушнир

Что в повседневной жизни — еврейское, а что нет? Что конкретно в Торе учить? Как найти себе рава? Как относиться к нерелигиозным родственникам? Как наладить отношения в семье? И т.д., и т.п.

Два хасида и гуру

Переводчик Виктория Ходосевич

В душе каждого еврея живет пинтэле йид, особая искра, которая никогда не гаснет. Как бы далеко ни отошел еврей, сбившийся с пути, как бы громко ни отвергал свое еврейство, как бы ни отворачивался со стыдом от своей еврейской души — пинтэле йид всегда жива и готова вновь стать огнем. Но у каждого еврея есть и «помощники», которые изо всех сил стараются этому помешать. Иногда это страх, иногда — эгоизм, иногда — самодовольство.