Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Где находится Всевышний? Там, куда Его впускают»Раби Менахем-Мендель из Коцка

Что за логика, чтобы преступления превращались в заслуги?

12 сентября, темы: Исправление, Тшува, Грех, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

В Талмуде «Йума» написано: если человек делает тшуву из страха, его сознательные нарушения засчитываются Б-гом как нечаянные. А если делает тшуву из любви, то его сознательные нарушения превращаются Б-гом в заслуги. Можно было бы понять, что благодаря раскаянию грехи стираются. Но что за логика, чтобы преступления превращались в заслуги?

Михаил, Иерусалим

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Михаил!

Человеку очень трудно изменить своё поведение, и тому, кто, допустим, привык нарушать субботу, очень трудно привыкнуть контролировать каждое своё действие и ничего не нарушить. Чем больше человек укореняется в своих нарушениях, тем тяжелее ему измениться.

Поэтому, если человек изменил своё привычное поведение, значит, он сделал очень большое усилие, и лэ-фум цаара агра — по трудности и плата. Два человека могут выполнить одну и ту же мицву, и у одного из них при этом награда за неё может быть в 2, 3, 100000 раз больше, чем у другого, — если во столько раз ему было труднее её выполнить. Поэтому мы можем себе представить, сколько труда, энергии и душевных сил стоит человеку, привыкшему к нарушению, изменить своё поведение. И, чем больше он привык к нарушению, — тем больше душевной энергии ему требуется, чтобы отвыкнуть. Именно поэтому заслуга его тшувы (раскаяния) так велика — за ней стоит огромное усилие, величина которого соответствует величине нарушения, совершённого им, величине тех нарушений, к которым он привык. И когда он искореняет такую привычку из любви к Б-гу, его нарушения превращаются в заслуги.

Когда человек делает тшуву из страха перед наказанием, то, в конечном итоге, он делает это ради себя, ради своего благополучия. Тогда его сознательные нарушения превращаются в нечаянные. Когда же он делает это из любви к Б-гу — его тшува так велика и высока, что нарушения становятся заслугами.

С уважением,
Бен-Цион Зильбер


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме


Зависть проистекает от несовершенства души. Мы приводим отрывок из известной книги Орхот цадиким («Пути праведников») о качестве зависти. Читать дальше