Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Рав Соловейчик и чужой чемодан + ОТВЕТ НА ВОПРОС + ОТВЕТ НА ВТОРОЙ ВОПРОС

03 июля 2012, 18:50

Отложить Отложено

Острый эксперимент.

У меня на следующий понедельник (9.30 вечера "по Иерусалиму") запланирован  урок в прямом эфире – из серии "Еврейское поведение". [Это было написано неделю назад. Ныне сообщаю, что урок сБ прошел. Текст оставлен - для вопроса. Ответ - в самом низу. Спасибо.]

Материал уже готов. Название позже сочиню – что-нибудь про запрет обижать людей (как обычно!).

Теорию я тоже знаю (приблизительно). Да и рассказы-иллюстрации подобраны, переведены и адаптированы – осталось озвучить.

Но вот, полчаса назад пришла ко мне такая мысль. А что если сделать мини-викторину, а? Сейчас задам вопрос – а в прямом эфире отвечу. Ничего задумка?

Т.е. приведу здесь и теперь, в блоге, короткой морзянкой сам рассказ. Потом остановлюсь перед последним абзацем. И спрошу вас, читателей: "Ну, и что ему на это ответил раввин?"

Годится?

** **

Рассказано равом Шахом.

Однажды раби Хаим Соловейчик шел в простой (не "раввинской") одежде по улицам города. Проходил мимо ж/д станции. Там с поезда сошел еврей, впервые прибывший в город, – и спросил проходившего мимо рава Соловейчика, как пройти в такую-то гостиницу.

Рав Соловейчик ему показал и объяснил, но тот ничего не понял и попросил проводить.

Рав согласился – и они пошли рядом. Тут гость попросил помочь ему нести тяжелый чемодан. (Может, собирался потом дать на чай простому еврею?)

Рав спокойно взял чемодан – хотя тот был очень тяжел. И так они дошли почти до места. Там рав показал ему здание – до него оставалось метров 50-70, не больше.

Но гость города сказал, что, раз уж любезный прохожий помог ему донести чемодан до этого места, пусть поможет и оставшиеся 50 метров. Однако рав наотрез отказался (ад кан!).

Назавтра гость решил пойти к главному раввину города (в те времена среди евреев был такой обычай) – познакомиться и получить браху.

Пришел – и в его глазах потемнело.

Но рав его успокоил. И они стали мирно беседовать. (Надо сказать, у рава Соловейчика было свойство быстро нравиться людям – так что уже через пять минут они считали его своим равом-другом-братом и начинали говорить с ним без всякого напряжения.)

Гость сразу увидел, что для рава главное в Торе – закон. Он сам так сказал, что старается ничего не делать без поддержки еврейского закона.

Гость тут же спросил, как бы между прочим: "Интересно, а почему рав вчера отказался нести мой чемодан последние 50 метров? Какая на это была алахическая причина".

** **

Вопрос: "Ну, и что ему на это ответил раввин?"

Предупреждаю, ответ должен быть раввинским.

Разгадка – в следующий понедельник (сБп), в прямом эфире.

**  **

 

 

 

 

ОТВЕТ ПРОСТ И НЕЗАТЕЙЛИВ

 

Гость спросил: "Интересно, почему рав вчера отказался нести мой чемодан последние 50 метров?".

 

Рав Соловейчик ответил: "Потому что я боялся, что меня узнает хозяин гостиницы – и вы, молодой человек, смутитесь".

**  **

Все правильные ответы, присланные мне ранее - раскрываю. Поздравляю кого надо с чем надо, ура!

**  **

 

А вот у меня в связи с этим незатейливым ответом возник новый вопрос.

 

С одной стороны, гость города был спасен от смущения. С другой стороны, ему пришлось самому тащить тяжелый чемодан.

Разные люди по-разному оценивают баланс между этими двумя состояниями – смутиться или потратить физические усилия. Как рав Соловейчик может решать за другого, что тому предпочтительней?

**  **

ОТВЕТ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС: каким образом рав Соловейчик решил, чего хочет гость города - помощи или не быть осрамленным?

Ответ такой: если ты знаешь, что твои действия приведут к сраму другого человека, то это квалифицируется Торой как нарушение мальбин панав эт хаверо барабим, "срамит другого при всех" - что асолютно запрещено. (Как видим, это можно сделать не только словами, но и действием.)

Рав хотел помочь другому еврею (хесед). И видел, что на улице никого нет. Так что вероятность нарушения запрета на "срам при людях" возникает только рядом с гостиницей. Вот он и нес ему чемодан до подхода к гостинице.

А то, что назавтра этот человек все равно упал в обморок от стыда - так это уже не инициатива рава Соловейчика: тот сам к нему пришел.))

Теги: Видео-урок, Недельный раздел