Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Запрещено отпускать бедного, попросившего милостыни, ни с чем, а следует дать ему хотя бы один финик, как сказано: «Пусть не вернется он оттолкнутым и опозоренным». А если тебе совсем нечего ему дать, утешь его словами.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Много раз был в микве, но на меня смотрят и мне почему-то стыдно...

Темы: Миква, Стыд, Рав Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Здравствуйте. У меня есть вопрос: я хочу пойти в микве, но стесняюсь. Что делать? Был там много раз, но на меня смотрят и мне почему-то стыдно. Я перестал ходить… Заранее спасибо! Аарон

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый Аарон,

Надо знать, что стыд — очень хорошее качество, свидетельствующее о Вашей духовности и уме.

Классическая книга о еврейской морали, Орхот цадиким («Пути праведных») приводит высказывание наших мудрецов: «Разум — это стыд». У животных нет стыда, ведь у них нет разума. Каждому человеку следует стараться вести себя в соответствии с этим важным чувством и развить его до такой степени, чтобы оно стало привычкой, обосновалось в душе, возобладало над нашей природой — ведь благодаря этому качеству он может развить в себе большинство других достоинств и избежать всех дурных свойств.

Кроме того, стыд — это серьезное препятствие на пути греха, «железная стена» перед ним. Ведь человек зачастую совершает нарушения тайно, стесняясь делать это на людях[1].

Тот, кто хочет жить по Торе, должен научиться управлять своей материальной природой. Важно не отвергать физическое, материальное (отвергнуть — легче всего!), а поставить его под контроль духовного; обучать тело абсолютному подчинению душе. Такой рецепт способен «излечить от стыда» в той области, где его проявления излишни. Ведь бывают случаи, когда человек стесняется исполнять заповеди. И есть некоторые заповеди, исполнять которые люди не привыкли — и не исполняют. А того, кто исполняет, стыдят и высмеивают. В таких ситуациях следует — несмотря ни на что — постараться стерпеть и исполнить заповедь!

И это станет понятно, если человек представит себе, что стоит перед Творцом, Который дал нам эти заповеди. Именно перед Ним следует стыдиться — за их неисполнение. Это должно быть так же понятно как то, что слуга царя не нарушит царский приказ, даже если ему придется подвергнуться из-за этого великому позору. Ведь он трезво оценивает ситуацию. Стыд, который он испытает перед царем, если не выполнит приказ, в тысячу раз тяжелее, чем стыд из-за насмешек людей, которые ожидают его при выполнении приказа.

Конкретно по поводу миквы. Речь идет об особом бассейне, сделанном в строгом соответствии с еврейским Законом — Галахой. Его наполняют водой из естественных источников. В микве должно быть не менее 40 сэа (ок. 760 литров) воды. Погружаются в микву для того, чтобы очиститься от ритуальной нечистоты (тума). Окунаются не только женщины, но и мужчины. В отличие от женских микв, где одновременно в помещении миквы находятся только одна женщина и баланит (сотрудница, которая следит за окунанием), — мужские миквы, действительно, устроены так, что в помещении может находиться сразу много мужчин.

Замужние еврейские женщины обязаны периодически посещать микву. У еврейского же мужчины такой обязанности нет. Но во многих общинах существует обычай: мужчины окунаются в микву, чтобы очиститься накануне больших праздников (таких, как Рош а-Шана, Йом-Кипур, Песах…). Если в Вашей общине есть такой обычай и у Вас есть возможность — следует постараться его выполнить.

Также есть общины, в которых мужчины посещают микву и каждую пятницу (накануне субботы). А некоторые делают это каждое утро перед молитвой.

Несколько практических советов, которые, возможно, Вам помогут:

  • 1. Узнайте у работника миквы, в какое время меньше всего посетителей, и приходите именно в это время. Возможно, есть время, когда в микве совсем нет народа.
  • 2. Вероятно, там, где Вы живёте, есть еще одна миква, где людей меньше. Такую возможность тоже следует проверить.
  • 3. Окунуться можно и в естественном водоёме. В этом случае Вы можете сделать это в полном уединении.
  • 4. Возможно, Вам легче будет посещать микву в другом районе города, где Вас никто не знает.
  • С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


    [1] Орхот цадиким, начало раздела Шаар а-Бошет.

    Материалы по теме


    В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

    Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

    Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

    Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

    Шаббат Шира

    Рав Элияу Ки-Тов,
    из цикла «Книга нашего наследия»

    Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

    Соблюдать союз Авраама. Бешалах

    Рав Зелиг Плискин,
    из цикла «Если хочешь жить достойно»

    Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.