Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что происходит с евреем, — это указание ему свыше в его служении Творцу»Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов

От Всевышнего можно скрыться?

10 февраля 2016 года, темы: Провидение, Раскаяние, Шхина, Стыд, Тора, Рав Эльяким Залкинд, Каин, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте! В Торе (Бытие) говорится: «…и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле» (Брейшит 4, 14). Разве это не противоречит догмату иудаизма о том, что Всевышний вездесущ и невозможно скрыться от глаз Его, и что слышит Он мысли наши? Мария

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая Мария,

Можно добавить к Вашему вопросу, что в тексте немного раньше сказано: «И сказал Всевышний Каину: где Эвель, брат твой? И сказал: не знаю, разве сторож я брату моему?» (там же, 4, 9). Этот ответ, да и само преступление, совершенное Каином раньше, доказывает: он полагал, что можно скрыться и скрыть. Но когда Всевышний показал, что Ему известно всё, и сообщил об ожидающих Каина изгнании и скитаниях, Каин воскликнул: «Вот, сгоняешь Ты меня сегодня с лица земли. И от лика Твоего я скроюсь. И стану скитающимся и изгнанным на земле. И будет: каждый, кто встретит меня, убьет…» (4, 14).

Объясняет Рамбан: «И от лика Твоего я скроюсь» — «Не смогу стоять пред Тобой в молитве или при жертвоприношении, ибо стыжусь и несу свой стыд. Но что же мне делать? Ведь тогда каждый сможет поразить меня… Ведь снята с меня защита Твоя. Ты же по великой милости Своей не осудил меня на смерть… — Признал (Каин), что человек не может защититься собственными силами, а только Всевышний хранит его». Здесь два объяснения: «от лика Твоего я скроюсь» — из-за стыда Каину придется отказаться от молитвы и служения Всевышнему. И еще — Каин скроется, «будет закрыт» от защиты Всевышнего. Во многих местах в Торе «ликом» Всевышнего называется Его близость, «Наблюдение» («Присмотр» — Ашгаха), раскрытие Его присутствия в мире. Как, например, в главе Тэилим 13, 2: «Доколе, Господи? (Неужели) забудешь меня навеки? Доколе скрывать будешь лицо Свое от меня?» Или в главе 27, 9: «Не скрывай лицо Твое от меня…»

Есть еще объяснение, которое приводится в Мидраше (Бэрешит Рабба 22, 11), Таргуме, в других комментариях: разумеется, речь не идет о возможности скрыться и скрыть что-либо от Всевышнего, Каину уже известно, что это невозможно. Напротив, этот стих говорит именно о невозможности скрыть и скрыться: «И от лика Твоего я скроюсь?!» Таргум: «И от Тебя разве можно скрыться?»

Как Вы верно сказали, Всевышний видит и знает всё. Наши дела, слова, мысли, даже глубинные желания, еще не оформившиеся в мысли и иногда нераспознанные даже нами самими. И, как не может быть предмета без места для него и существования без вызвавшей его причины и источника его силы, так не может быть мира без Творца. Он — «место» мира, вмещает мир, Он — источник всех сил. Однако степень осознания этого сильно различается у разных людей, как и степень влияния этого осознания на поступки. И называется это осознание — трепет перед Б-гом. Ир-ат а-Шем. Речь идет не только о страхе наказания или утраты чего-либо, но и о самом трепете перед Его беспредельным величием, благословен Он. И такой трепет очень дорог Всевышнему. Настолько, что, как учат наши мудрецы, нет у Святого, благословен Он, в Его мире ничего, кроме трепета пред Небесами.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме

Был ли Б-г среди тех трех мужей, пришедших к Аврааму?

Рав Овадья Климовский

Знал ли Авраам, кто перед ним?

Через него говорит Шхина. Ваелех

«Оцарот»

В дни, когда Тору зачитывали перед всем еврейским народом, в помещении Храма собирались миллионы евреев. Чудом было то, что всем хватало места, маленькие дети не мешали родителям, и была идеальная слышимость. История о праведнике рабби Йосеф-Хаиме из Багдада, который выступал перед четырьмя тысячами молящихся.

Томер Двора 11

Раби Моше Кордоверо,
из цикла «Томер Двора»

Каббала и этика. Каким образом человек может приучить себя к качеству Малхут?

Нет такого народа. Аазину

«Оцарот»

Так называемый палестинский народ — результат наших грехов. В Декларации независимости Государства Израиль не было упомянуто имя Б-га. Идеология, построенная на неверии, порождает народы, выросшие на щедрой почве мифотворчества.