Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

От Всевышнего можно скрыться?

Темы: Провидение, Раскаяние, Шхина, Стыд, Тора, Рав Эльяким Залкинд, Каин, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте! В Торе (Бытие) говорится: «…и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле» (Брейшит 4, 14). Разве это не противоречит догмату иудаизма о том, что Всевышний вездесущ и невозможно скрыться от глаз Его, и что слышит Он мысли наши? Мария

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая Мария,

Можно добавить к Вашему вопросу, что в тексте немного раньше сказано: «И сказал Всевышний Каину: где Эвель, брат твой? И сказал: не знаю, разве сторож я брату моему?» (там же, 4, 9). Этот ответ, да и само преступление, совершенное Каином раньше, доказывает: он полагал, что можно скрыться и скрыть. Но когда Всевышний показал, что Ему известно всё, и сообщил об ожидающих Каина изгнании и скитаниях, Каин воскликнул: «Вот, сгоняешь Ты меня сегодня с лица земли. И от лика Твоего я скроюсь. И стану скитающимся и изгнанным на земле. И будет: каждый, кто встретит меня, убьет…» (4, 14).

Объясняет Рамбан: «И от лика Твоего я скроюсь» — «Не смогу стоять пред Тобой в молитве или при жертвоприношении, ибо стыжусь и несу свой стыд. Но что же мне делать? Ведь тогда каждый сможет поразить меня… Ведь снята с меня защита Твоя. Ты же по великой милости Своей не осудил меня на смерть… — Признал (Каин), что человек не может защититься собственными силами, а только Всевышний хранит его». Здесь два объяснения: «от лика Твоего я скроюсь» — из-за стыда Каину придется отказаться от молитвы и служения Всевышнему. И еще — Каин скроется, «будет закрыт» от защиты Всевышнего. Во многих местах в Торе «ликом» Всевышнего называется Его близость, «Наблюдение» («Присмотр» — Ашгаха), раскрытие Его присутствия в мире. Как, например, в главе Тэилим 13, 2: «Доколе, Господи? (Неужели) забудешь меня навеки? Доколе скрывать будешь лицо Свое от меня?» Или в главе 27, 9: «Не скрывай лицо Твое от меня…»

Есть еще объяснение, которое приводится в Мидраше (Бэрешит Рабба 22, 11), Таргуме, в других комментариях: разумеется, речь не идет о возможности скрыться и скрыть что-либо от Всевышнего, Каину уже известно, что это невозможно. Напротив, этот стих говорит именно о невозможности скрыть и скрыться: «И от лика Твоего я скроюсь?!» Таргум: «И от Тебя разве можно скрыться?»

Как Вы верно сказали, Всевышний видит и знает всё. Наши дела, слова, мысли, даже глубинные желания, еще не оформившиеся в мысли и иногда нераспознанные даже нами самими. И, как не может быть предмета без места для него и существования без вызвавшей его причины и источника его силы, так не может быть мира без Творца. Он — «место» мира, вмещает мир, Он — источник всех сил. Однако степень осознания этого сильно различается у разных людей, как и степень влияния этого осознания на поступки. И называется это осознание — трепет перед Б-гом. Ир-ат а-Шем. Речь идет не только о страхе наказания или утраты чего-либо, но и о самом трепете перед Его беспредельным величием, благословен Он. И такой трепет очень дорог Всевышнему. Настолько, что, как учат наши мудрецы, нет у Святого, благословен Он, в Его мире ничего, кроме трепета пред Небесами.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме

Был ли Б-г среди тех трех мужей, пришедших к Аврааму?

Рав Овадья Климовский

Знал ли Авраам, кто перед ним?

Через него говорит Шхина. Ваелех

«Оцарот»

В дни, когда Тору зачитывали перед всем еврейским народом, в помещении Храма собирались миллионы евреев. Чудом было то, что всем хватало места, маленькие дети не мешали родителям, и была идеальная слышимость. История о праведнике рабби Йосеф-Хаиме из Багдада, который выступал перед четырьмя тысячами молящихся.

Моше бен Амрам. Шатер Откровения

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Облачный столп вместо охраны, толпы желающих получить ответ на жизненно важный вопрос. Хроника шатра, в котором Моше проводил долгие часы самоусовершенствования и помощи.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше