Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Во Втором Храме не было Шхины (Божественного присутствия)?!

Темы: Храм, Талмуд, Шхина, Рав Натан Агрес

Отложить Отложено

На одной лекции слышала, что во Втором Храме не было Шхины (Б-жественного присутствия). Но как это следует понимать?! По-моему, Храм без Б-га — это (извиняюсь за сравнение) всё равно, что бассейн без воды, сад без роз и рамка без картины! Вся цель постройки Храма — в создании места для пребывания Б-га на земле среди людей, а если изначально во Втором Храме Б-жественного присутствия не было, зачем вообще Б-г заповедал через своих пророков его построить? Очень прошу разъяснить мне этот вопрос, Аня.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемая Аня, большое спасибо за Ваш вопрос. Понимание этой темы действительно очень важно.

Во-первых, Вы совершенно правы в определении понятия Храма как места для обитания Б-га на земле. Об этом явно свидетельствует само название Храма — Мишкан — от лишкон, что значит «обитать», «находиться», как сказано в заповеди о его постройке: «И построят Мне Храм, и буду пребывать (ושכנתי) среди них» (Шмот, 25:8).

А во-вторых, в том, что сам Творец заповедал жителям Иудеи, вернувшимся из Вавилонского изгнания, отстроить Храм, как говорится у пророка Хагая (нач. гл. 1): «И было слово Б-га через пророка Хагая, такое: Время ли вам самим сидеть в домах, а здание это [здание Храма] разрушено?! Так сказал Б-г Воинств: обратите же внимание ваше на пути ваши! Поднимитесь на гору, и принесите дерево, и стройте здание это — и буду Я благоволить к нему и им прославлюсь! — сказал Б-г».

Однако, как не странно, именно в этом стихе и содержится намек на недостаток Шхины во Втором Храме!

Доказательство, что во Втором Храме не было Шхины

Как поясняет Талмуд (трактат Йома, 21б), слово «прославлюсь» (ואכבדה) написано без последней буквы hей (ואכבד), что намекает на неполноценность Славы Творца в этом Храме. А числовое значение (гематрия) этой буквы, равное пяти, указывает на пять определенных вещей[1], которых недоставало в нем:

1) Ковчег Завета (Арон а-Брит), в котором хранились Скрижали с десятью речениями, полученными на Синае, покоился в Святая Святых Мишкана и Первого Храма, но во Втором Храме ковчега не было[2].

2) Небесный огонь спустился на жертвенник при первом жертвоприношении в Первом Храме, чтобы принять жертву. Чудесным образом он продолжал гореть на жертвеннике весь период существования Храма, но во Втором Храме такого огня не было (см. ниже).

3) В Первом Храме обитала Шхина, во Втором — нет.

4) Руах а-кодеш (возможность получать пророчество Свыше) также был уделом Первого Храма, во Втором же — не было новых пророков[3].

5) Урим и тумим — двенадцать драгоценных камней по именам колен Израиля, вшитых в особый нагрудник (хошен), носимый Первосвященником. С помощью этого «прибора» можно было обращаться к Творцу по разным общественным вопросам, связанным с судьбой народа. В знак ответа определенные буквы на камнях светились, а коэн получал озарение, как их правильно скомпоновать, чтобы прочесть ответ. Это явление также прекратилось во Втором Храме.

Из слов Талмуда, казалось бы, явно следует, что Б-жественного присутствия во Втором Храме не было.

Доказательства, что Шхина все же пребывала в нем

Однако, с другой стороны, как Вы правильно подметили, трудно представить себе Храм, в котором полностью отсутствует обитание Б-га! Тем более, что сам Творец через пророка говорит об этом Храме: «И Я буду благоволить к нему и им прославлюсь!.»

И действительно, углубленный поиск выявил целый ряд источников, из которых явно следует, что Шхина пребывала во Втором Храме!

Приведем несколько из них.

1) Мидраш[4] говорит, что когда увидели Мужи Великого Собрания, стоявшие во главе народа в тот период, что Шхина вернулась в отстроенный Храм, они постановили произносить благословение: «Возвращающий Свое Присутствие (Шхину) в Цийон».

2) В трактате Шабат (22б) сказано, что западная свеча Меноры (Храмового светильника) чудесным образом горела дольше, чем остальные шесть свечей, хотя количество масла было в них одинаково. Суть этого чуда заключалось в том, чтобы явно проявить Б-жественное Присутствие в Храме: «Эта свеча — свидетельство о пребывании Шхины среди народа Израиля»![5] А в трактате Йома (39а) говорится, что все сорок лет пока Первосвященником служил великий мудрец и праведник Шимон а-Цадик[6], чудо горения западной свечи происходило ежедневно, а после его кончины — только иногда.

3) Более того, в Мидрашах[7] сказано, что даже после разрушения Храма Шхина не покинула его места[8]. И хотя в момент самого вторжения римлян Творец отдалился от Храма, поскольку иначе у врагов не было бы никакой возможности его разрушить[9], сразу же после этого Шхина вернулась в свое гнездо, где пребывает и в наше время! И об этом сказано (Шир а-Ширим, 2:9): «Вот стоит Он за стеной нашей, наблюдает из окон, посматривает из щелей» — это Западная Стена (Храмовой Горы)[10], о которой поклялся Всевышний, что она никогда не будет разрушена и там постоянно будет пребывать Шхина.

Ещё сказано (Млахим I, 9:3): «И сказал Г-сподь… и будут глаза и сердце Мое там [на месте Храма] все дни» — даже после разрушения Храма[11]. И так постановил Рамбам (Законы Храма, 6:16): «Почему я говорю, что святость Храма и Иерусалима неизменна вовеки, в отличие от святости Земли Израиля в отношении законов Шмиты[12] и маасрот[13], которая прекратилась с изгнанием в Вавилон? Поскольку святость Храма и Иерусалима проистекает от нахождения в них Шхины, которая навечно пребывает там».

Итак, перед нами противоречие — находилась Шхина во Втором Храме или нет?!

Разные уровни раскрытия Шхины

Понимание вопроса заключается в том, что раскрытие Б-жественного присутствия в мире происходит на разных качественных уровнях, зависящих от духовной ступени тех, кто это раскрытие воспринимает.

На самом деле Свет Творца пронизывает все творение, как говорится у пророка Йешаяу (6:3): «Полна вся земля Славы Его», или языком каббалистической книги «Зоар» (Тикун 27): «Нет места, пустого от Его присутствия». Однако это всеобъемлющее присутствие скрыто от человека плотной завесой материальности, и только у того, кто духовно возвысится, появляется возможность явно ощутить обитание Творца.

То же самое верно и по отношению ко всему народу — находясь на высоком духовном уровне, как при получении Торы и во времена Первого Храма, они удостоились полного раскрытия Славы Творца и Его явного обитания в Храме[14]. Но во времена Второго Храма, когда духовный уровень понизился, пребывание Шхины в Храме также происходило уже на совершенно другом уровне, который не входит ни в какое сравнение с ее раскрытием в Первом Храме. И именно это имеет в виду Талмуд, говоря, что во Втором Храме не было Шхины — того раскрытия Шхины, что было в Первом Храме, не было[15]. Но, конечно же, на каком-то уровне Шхина пребывала в нем, как следует из вышеупомянутых источников.

Об этом различии в качестве раскрытия Шхины явно говорится в книге «Зоар» (Часть 1, 26а)[16]: «В Первом Храме была Высшая Шхина, а во Втором — Низшая».

Причины недостаточного раскрытия Шхины во Втором Храме

По мнению рабби Шимона бен Лакиша[17], основной причиной неполноценного присутствия Шхины послужил тот факт, что во времена Эзры, когда персидский царь Кореш (Кир) дал разрешение всем евреям вернуться в Иудею и отстроить Храм, большинство народа предпочли остаться в диаспоре. Многие из них были хорошо устроены в Вавилоне, владели земельными участками и процветающим бизнесом. С другой стороны, положение в Иудее было очень тяжелым как в экономическом плане, так и в плане безопасности — враги евреев (самаритяне и др.) пытались всячески ослабить их позиции и вытеснить из страны. Рейш Лакиш считал, что если бы весь народ вместе поднялся в Израиль подобно непробиваемой стене, построенный ими Храм был бы подобен Первому, или даже превосходил бы его![18]

Однако по мнению его наставника, а впоследствии — оппонента, рабби Йоханана, причина недостатка Б-жественного присутствия состояла в том, что сама постройка Храма относилась к царю Корешу, позволившему его отстроить, а не к евреям. В любом случае, и по мнению рабби Йоханана, если бы евреи были достойны того своими деяниями и заслугами, Всевышний избавил бы их из-под чужеземного ига и без разрешения Кореша, подобно тому, что мы ожидаем при приходе Машиаха в наши дни. Поэтому, согласно всем мнениям, верно сказанное выше — отсутствие Славы Творца в явном виде было порождено недостаточным духовным уровнем народа.

Отсутствие Ковчега Завета во Втором Храме

Различие в духовном уровне народа выражалось в отсутствии Ковчега Завета (см. выше).

Связь Всевышнего с еврейским народом базируется на принятии евреями Торы Творца (слово Тора однокоренное с ораа — наставление, указание). Как сказано перед Синайским Откровением (Шмот, 19:6): «А вы будете Мне царством священников и святым народом». Творец и Его Воля (Его Мудрость) — едины, поэтому приняв Тору, еврейский народ в какой-то мере воссоединился с Создателем, как говорится в книге «Зоар»: «Всевышний, Тора и Израиль — едины». И именно в силу того, что Тора Творца как бы «спустилась» на землю, сам Он также раскрыл Свое Присутствие на земле.

Основным местом обитания Шхины в Храме был Ковчег Завета, находящийся в Святая Святых (см. Шмот, 25:22; Ваикра, 16:2; Бемидбар, 7:89). В нем хранились две Скрижали Завета, содержащие десять речений, полученных на Синае. Эти речения являли собой своего рода квинтэссенцию всей Торы[19], поэтому именно там, в месте хранения Торы, раскрывалась Шхина.

А поскольку во время Второго Храма духовный уровень снизился, что, конечно же, отразилось и на изучении Торы, евреи не удостоились возвращения Ковчега, и в отстроенном Храме его не было. Поэтому и раскрытие Шхины было неполноценным и происходило только на скрытом уровне.

Ковчег Завета и Менора

Однако вместе с этим, как приводилось выше, присутствие Творца во Втором Храме выражалось чудом Меноры. Менора также является символом Торы, и не только символом, а и особым духовным «прибором», способствующим усвоению Торы и ее проникновению в глубины еврейских душ.

Основное различие между Ковчегом и Менорой состоит в том, что Ковчег — это носитель Письменной Торы (Скрижалей и свитка Торы), в то время как Менора — носитель Торы Устной[20]. Зажигая Менору, еврейский народ как бы светит Всевышнему, это аспект Устной Торы, когда мудрецы, используя собственный разум, углубляются в понимание Высшей Мудрости и приходят к новым умозаключениям (хидушей Тора), доныне скрытым в Письменной Торе.

Период Первого Храма называют эпохой Письменной Торы в том плане, что, подобно Пятикнижию, в ясной форме продиктованному Творцом нашему наставнику Моше, все время существования пророчества Творец в каком-то смысле продолжал открыто направлять свой народ и светить ему. Но с исчезновением пророчества в начале Второго Храма (см. выше) «бразды правления» перешли в руки мудрецов, что уже является аспектом Устной Торы, когда человеческая мудрость «светит» Всевышнему, и понимание Б-жественной Воли происходит сквозь призму человеческого разума. Поэтому во Втором Храме обитание Шхины раскрывалось посредством Меноры.

Небесный огонь в Первом и Втором Храме

Вернемся к словам Талмуда в трактате Йома (21б) о том, что во Втором Храме не было Шхины.

Как мы объяснили выше, имеется в виду, что там не было такой же Шхины, как в Первом Храме. Поскольку данная трактовка может вызвать недоверие скептиков (ведь ясно же сказано, что Шхины не было — значит не было вообще!) приведем здесь продолжение упомянутой талмудической дискуссии (там же).

Согласно буквальному пониманию текста, одной из пяти вещей, которых недоставало в Храме, был Небесный огонь. Но Гмара приводит свидетельство рабби Ханины, одного из высокопоставленных коэнов (конца Второго Храма), что Небесный огонь пребывал на жертвеннике, только в Первом Храме этот огонь спустился в образе льва, а во Втором — в образе собаки! Отвечает Гмара: конечно же Небесный огонь был и во Втором Храме, но имеется в виду, что он не исполнял в нем ту функцию, что исполнял в Первом!

В Первом Храме Небесный огонь вместе с обычным, разведенным коэнами, поедал жертвоприношения (в знак благоволения Творца этим жертвам), а во Втором — хотя он и горел на жертвеннике, но в принятии жертвы уже не участвовал.

Выходит, что сам Талмуд признаёт, что, говоря о недостатке огня, мудрецы имели в виду недостаток относительный в сравнении с Первым Храмом, но не полное отсутствие. То же самое верно и в отношении Шхины, как мы объяснили.

Разумеется, различие в образе Высшего огня также связано со снижением духовного уровня народа.

В книге «Торат а-Ола» (2:3)[21] говорится, что лев и собака символизируют и выражают Высшее Изобилие, спускающееся через Храм в наш мир. Лев — царь зверей, у него практически никогда нет недостатка в пропитании, так же и в Первом Храме, когда у народа было множество заслуг, Небеса орошали землю обильным потоком созидательной энергии, и, как правило, у них не было недостатка ни в чем. Но во Втором Храме количество и качество этого изобилия значительно сократилось, оно стало подобно добыче собаки, про которую сказано (трактат Шабат, 155б): «Знает Всевышний, что собаке недостаёт пропитания, поэтому сделал так, что еда переваривается в ее желудке целых три дня».

Раскрытие Шхины в Третьем Храме

В заключение важно подчеркнуть, что несмотря на недостаток Шхины в период Второго Храма, с приходом Машиаха и постройкой Третьего Храма положение кардинально изменится!

На протяжении всей своей нелегкой истории еврейский народ шаг за шагом приближает тот день, когда исполнится пророчество Йешаяу (гл. 60): «Поднимись, воссияй [Израиль] — ибо явился Свет твой, и Слава Г-спода взошла над тобой! Ибо вот, тьма покроет землю и туманная мгла — народы, а над тобой засияет Г-сподь, и явится над тобою Слава Его. И пойдут народы на свет твой, и цари — на отсвет сияния твоего… Не будет тебе более солнце [источником] света днем, и [для освещения ночи] луна не будет светить тебе, но станет тебе Г-сподь вечным Светом, и Всесильный твой — красою твоей! Не зайдет более солнце твое, и не скроется луна, потому что Г-сподь станет тебе Светом вечным, и завершатся дни скорби твоей».

В Третьем Храме раскрытие Творца будет еще более явным, чем было во времена Первого Храма. Тогда-то вернутся на свои места и Ковчег, и Небесный огонь. А Иерусалим станет общепризнанным центром святости и местом соприкосновения земли и Небес. Не только евреи, но и все остальные народы будут приходить туда, чтобы поклониться Светочу Израиля и принять на себя иго Его царства![22]

Об этом мы ежедневно молим Творца (в основной молитве Шмонэ-Эсре): «И да увидят глаза наши возвращение Твое в Цийон (Иерусалим) в милосердии. Благословен, Ты, Г-сподь, возвращающий свое Присутствие (Шхину) в Цийон!.»

С уважением, Натан Агрес


[1] Как отмечают комментаторы, помимо этих пяти были и другие существенные различия, однако данный намек говорит только о тех вещах, от которых зависела Слава Творца (Маарша на Йома там).

[2] По одной версии, заранее зная о будущем разрушении Храма, царь Йошияу припрятал Ковчег в специальном подземном хранилище (на территории Храма), сооруженном еще царем Шломо на черный день. По другой версии, Ковчег был захвачен вавилонянами во время вторжения и пленен ими (Йома, 53б).

[3] Но те, кто уже удостоился пророческого уровня при Первом Храме, продолжали пророчествовать и далее.

[4] Приводится в книге рабби Йосефа Каро «Бейт Йосеф» (Орах Хаим, гл. 112) от имени «Орхот Хаим».

[5] Чудо западной свечи напоминает ханукальное чудо, когда малое количество масла горело долгое время. И действительно, эти чудеса преследовали одну и ту же цель! В Хануку суть чуда масла состояла в раскрытии Шхины на земле в знак возвращения Всевышнего в Храм, осквернённый греками и эллинистами.

[6] Именно он спас Храм от разрушения во время навета, посланного ненавистниками Израиля Александру Македонскому. Шимон а-Цадик надел священные одежды Первосвященника и вышел навстречу Александру. Когда тот увидел праведника, сразу же спустился с колесницы и поклонился ему! В ответ на удивление окружающих он пояснил: образ этого старца воюет предо мной в бою и дарует мне победу… (трактат Йома, 69а).

[7] Мидраш Шир а-Ширим Раба, гл. 2; Шмот Раба, 2:2, и др.

[8] Это связано с тем, что место Храма в этом мире соответствует Высшему Храму, находящемуся в духовных мирах.

[9] См. «Ябия Омер», часть 5, Йоре Деа, гл. 26.

[10] Получившая название «Стена Плача». Предание говорит, что эту стену построил еще царь Давид, отец царя Шломо, построившего Первый Храм. Святость царя Давида была столь велика, что возведенная им стена получила вечное существование, Всевышний поклялся ему, что она никогда не будет разрушена, и там будет пребывать Его Имя. И действительно, несмотря на разрушение двух Храмов и последующие надругательства над Храмовой горой, эта Стена осталась непоколебимой, и вот уже две тысячи лет как она служит основным местом принятия молитв всего еврейского народа.

[11] Трактат Брахот, 62б.

[12] Седьмой год имеет особую святость и законы, запрещающие многие земледельческие работы.

[13] Отделение определенных частей урожая, которые необходимо отдать коэнам и левитам. Всё время, что не отделили эти части, плоды запрещены в пищу.

[14] О снисхождении Шхины в Мишкан (Переносной Храм) сказано: «И покрыло облако Шатер Откровения, и Слава Г-спода наполнила Шатер. И не мог Моше войти в Шатер Откровения, ибо облако пребывало на нем, и Слава Г-спода наполнила Шатер» (Шмот, 40:34-35). Та же картина повторилась и в Первом Храме: «И было, как только вышли священнослужители (коаним) из Святилища [после того, как занесли туда Ковчег Завета], тотчас облако наполнило Храм Б-га. И не могли священнослужители начать служение из-за [этого] облака, ибо наполнила Слава Г-сподня Храм Б-га» (Млахим I, 8, 10-11).

[15] См. Раши на трактат Йома, 9б, Рабейну Бхае на Берешит, 46:27, «Тания», гл. 53, «Бен Йеояда» на Йома 21б, «Ор а-Хаим» на Берешит, 46:4, Альших на Теилим, 123:1. См. также «Биньян Цион», респонс 3.

[16] Как приводится в респонсах «Ихаве Дат», часть 3, гл. 43.

[17] См. трактат Йома, 9б.

[18] См. статью Второй Храм был последним?

[19] См. Раши на Шмот, 24:12.

[20] Об этом говорится во многих источниках, см., например, «При Цадик», гл. Тазрия, п.7; «Бней Иссахар», Маамарей Кислев-Тевет, 2; и многие др.

[21] Рабби Моше Исерлис, известный как Рамо, автор примечаний к законодательному кодексу «Шульхан Арух».

[22] См. Зхарья, 14:16, и др.

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше