Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Второй Храм был последним?

Темы: Храм, Пророки, Значение слов в Торе, Геула, Рав Натан Агрес, Конец времен

Отложить Отложено

Почему пророк Хагай говорит, что второй Храм будет последним, а все остальные пророки, даже такие как Исайя, утверждают, что будет еще Третий Храм? Откуда такой парадокс?

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за интересный и важный вопрос.

Первым делом давайте обратимся к источникам. О Втором Храме сказано у пророка Хагая (2:9): «Превысит величие этого дома (Храма) последнего, (величие) первого». Казалось, из этих слов явно вытекает, что Второй Храм будет последним. Но с другой стороны, пророки Ишаяу и Йехезкель предвидели построение Храма в «конце дней» после всемирной войны «Гога и Магога», и вроде бы это не относится к событиям Второго Храма. Кроме того, Устная Тора открыто сообщает о Третьем Храме (см. Сука 41а), намеки на который находятся уже в самом Пятикнижии.

Однако более глубокий анализ Писания показывает, что слово אחרון (ахарон), обычно означающее «последний», иногда фигурирует в ином, более широком значении.

О встрече нашего праотца Яакова с его братом Эсавом, повествует Тора (Берешит зз:1-2): «И разделил он (Яаков) детей при Лее и при Рахель, и при двух рабынях. И расположил рабынь и их детей на первом плане (ришона), а Лею и ее детей ахароним, и Рахель и Йосефа ахароним.» Буквально слово ахароним значит «последними», но как можно сказать, что семья Леи была последней, когда за ней стояли Рахель с сыном? Отсюда понятно, что слово ахароним в данном контексте означает не последний, а последующий или после, позади. На что указывает также корень этого словаאחר (ахар — ахарей), означающий после, позже и т.п.

Также и само слово «последний» подразумевает наличие «предыдущего», после которого следует этот. Только обычно «последний» означает и отсутствие последующих, но, как выяснилось, есть исключения их этого правила, когда согласно контексту ахарон может означать «последующий», не отрицая наличие других, следующих за ним.

Исходя из этого, слова пророка можно понять так: «Превысит величие этого дома (Храма) последующего (за первым), (величие) первого», что ни как не противоречит возможности Третьего Храма.

Но на самом деле все гораздо глубже.

О конечном избавлении еврейского народа сказано у пророка Ишаяу (60:22): «Я Б-г, во время ее (избавление=геула — женский род) ускорю ее». Здесь содержится намек на два возможных времени конечного избавления, как поясняют мудрецы (Санедрин 98а): если удостоятся — ускорю его, а если нет — в установленное время. Т.е. потенциально, при условии раскаянья и духовного подъема, конечное избавление, которое включает приход Машиаха и построение Храма, может наступить фактически каждый день (Иерусалимский Талмуд трактат Таанит 1:1). Но даже, если мы сами не пробудимся к раскаянью, в любом случае Всевышний со своей стороны пробудит нас к добру, и приведет избавление в заранее установленное этому время. И это произойдет еще до истечения шести тысяч лет (сегодня 5774 г. от сотворения мира), т.е., по-видимому, довольно скоро.

Поэтому и понятие Третьего Храма было относительно, и всецело зависело от нас. Про праведного царя Иудеи Хизкияу, правившего в конце Первого Храма, сказано в Талмуде (Санедрин 94а): «Хотел Всевышний сделать Хизкияу Машиахом, а войну с Санхеривом (Ассирийским правителем) войной Гога и Магога». По меркам Высшей Справедливости этот вариант был отложен, но по крайней мере, отсюда явно следует, что даже Первый Храм мог бы стать Последним (см. ниже), если бы было на то достаточно заслуг!

Это верно и по отношению ко Второму Храму, о строительстве которого говорил Хагай. «Превысит величие этого дома (Храма) последнего, (величие) первого» — потенциально этот Храм действительно мог стать последним, если бы то поколение удостоилось этого (Аьших и Мальбим по Брахот 4а). Другими словами это обещание не было абсолютным и бесповоротным, а находилось в зависимости от духовного уровня нашего народа.

Эта трактовка напрашивается и из самого контекста. Ведь в начале той главы сказано (Хагай 2:3) «Кто из вас остался, что видел этот Храм в его первом величии (т.е. кто из вас помнит Первый Храм, разрушенный 70 лет назад), и каким вы видите его сейчас, ведь он ничто в ваших глазах!». Как же после этого сказано, что величие Второго Храма превзойдет величие Первого? Ответ, как мы сказали, в том, что на его реальном уровне Второй Храм во многом уступал Первому, но если бы действительно этот Храм стал последним, его величие превзошло бы величие предыдущего, но это всецело зависело от поведения евреев того поколения .К огромному сожалению они не удостоились претворить это пророчество в жизнь, и оно отодвинулось до «конца дней» — до нашей эпохи.

Важно подчеркнуть, что в «материальном» аспекте обещание Всевышнего исполнилось по отношению ко Второму Храму, не смотря на то, что он не стал последним. Как говорят наши мудрецы (Баба Батра 3а), Второй Храм простоял 420 лет, в то время, как первый — только 410, да и архитектурой и красотой здание Ирода превосходило здание первого Храма. Выходит, что как бы не интерпретировали слово ахарон — «последний» или «последующий», слова Бога остаются истиной.

Рабби Моше Софер, выдающийся лидер венгерского еврейства (середина 17 века), известный по своей книге «Хатам Софер», обнаружил интересный намек по этому поводу. Перед исходом из Египта евреи зарезали пасхальную жертву и должны были помазать ее кровью косяки дверей, чтобы предотвратить смерть своих первенцев, о чем сказано в Торе (Шмот 12:13): «И будет кровь знаком вам на домах ваших». Это можно прочесть и немного иначе «и будет кровь знаком вам о домах».

Согласно намеку, здесь имеется в виду знамение «крови», которое сделал Моше при своем первом откровении еврейскому народу. Всевышний наделил его тремя знамениями: посох, брошенный на землю, превращался в змея, рука, засунутая за пазуху, становилась прокаженной, и наконец, третий знак — вода, набранная из Нила, превращалась в кровь, когда ее выливали на землю (это было намеком на первую из 10-и казней — превращение воды Нила в кровь).

Торе говорит об этом следующим образом (Шмот 4, 8-9): «И будет: Если не поверят тебе и не послушают голоса первого знака, то поверят голосу знака последнего (ахарон). Но если не поверят также двум этим знакам и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей (ее) на сушу, и станет вода, которую возьмешь из реки, кровью на суше». Здесь тоже сказанное о прокаженной руке ахарон, означает не «последний», а «последующий». Но потенциально, если бы народ обошелся двумя первыми знаками (а это, как понятно, связано с высотой его духовного уровня и силой веры в избавление), знак с рукой мог бы быть последним, поэтому он был назван именно так.

Об этом как раз и содержит намек вышеуказанная фраза «И будет кровь знаком вам о домах» — так же как третье знамение крови раскрывает о предыдущем (прокаженной руке), что оно было не последним, а последующим, так и в отношение «домов» (Храм — Дом Б-га на языке Торы) сказанное «последний», на самом деле значит последующий. Но опять же, как и с знаками Моше, потенциально действительно была возможность обойтись без третьей попытки, и тогда вторая стала бы последней!

В заключение, еще несколько слов о Третьем Храме, которые помогут пролить свет на сказанное выше. С одной стороны пишет Рамбам (Законы царей гл.11 по трактату Сука 42б), что Третий Храм будет построен Машиахом из рода Давида, т.е. руками человека. А с другой, Мидраш утверждает, что Храм «спустится» с Небес уже в готовом и отстроенном виде (см. Раши Сука 41а).

Комментаторы, опираясь на каббалистическую книгу Зоар, объясняют, что и то, и другое — слова живого Б-га. Так же как человек состоит из тела и души, так и храм — есть у него материальная основа, и это дело рук людей построить здание Храма согласно всем законам его построения, но основное — это его духовное содержание, то, что называется «Высший Храм», и он действительно «спустится» с Небес в готовом виде. На самом деле, и в Скинии Завета и в Первом Храме тоже было нечто подобное, после того как развели огонь на жертвеннике, туда спустился огонь с небес. Но в полноценной форме «Духовный Храм» все еще ожидает своего часа, спуститься в материальное «тело», построенное людьми, находящимися на должном духовном уровне (Арух ле-Нер Сука там).

Поэтому и Первый и Второй Храмы потенциально могли стать «Третьим», если бы народ оставил свои грехи и всем сердцем вернулся ко Всевышнему. Это привело бы к воссоединению «Высшего» и «Нижнего» Храмов, и как следствие к полному избавлению (см. Мальбим на Хагай там).

Нам же остается уповать на исполнение этих пророчеств, и со своей стороны пытаться как можно больше приблизить избавление. Рецепт известен: изучение Торы, исполнение заповедей и как можно больше добрых дел по отношению к окружающим.

В надежде на скорое избавление,

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше