Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Сабораи

Сабураи (или сабораи) — мудрецы первых трех поколений после рава Аши, которые занимались окончательной «доводкой» и «шлифовкой» текста Талмуда. Название происходит от слова савар — «обдумывать». И хотя работа по редактуре продолжалась всего три поколения, историки выделяют время сабураев в отдельную эпоху, принципиально отличную от предыдущей эпохи (амораев) и последующей (гаонов).

Оглавление

Отличие сабураев от мудрецов предыдущей эпохи [↑]

До сих пор алахические решения каждого мудреца-аморы, которые касались практического применения закона, опирались на его собственную традицию, полученную от учителей.

Но теперь, после того как традиции всех ученых были собраны вместе Равиной и равом Аши, сверены и очищены от ошибок (в результате чего и получился единый свод, названный Талмудом), алахические решения стали приниматься только на основании того, что сказано в нем. Везде, где Талмуд предпочитает одно мнение другому, его решение остается уже неизменным. И последующие поколения принимают это мнение, никто, как правило, не пересматривает решений Талмуда; вся работа последующих поколений в алахе сводится к тому, чтобы глубже и правильнее понять приведенное на его страницах. Только на основании такого правильного прочтения текста можно приступить к решению конкретных жизненных вопросов.

И, хотя в отношение законов Торы (де-орайта) последующие поколения не обязаны автоматически принимать решения предыдущих, а могут их пересматривать, никто в дальнейшем не оспаривал Талмуд: таково было добровольное решение всех мудрецов Израиля, принявших на себя и на свое потомство отношение к Талмуду как к неоспоримому авторитету по всем вопросам.

Задача, которая стояла перед сабураями [↑]

Иногда можно услышать, что сабураев называют редакторами Талмуда. Однако, корень «савар» — «обдумывать» — ничего общего, вроде бы, не имеет с редакторской работой. Ведь редактора не обдумывают, а скорее адаптируют текст.

Еще один вопрос: почему на редактирование уже составленного текста Талмуда надо было потратить так много времени?

Ответ на это простой: основной работой сабураев была не редактура, а именно обдумывание и объяснение. В их задачу входило передать последующим поколениям не только готовый, отредактированный текст, но и сопроводить все сложные для понимания места устным комментарием, которые отныне не надо учить наизусть (как ранее, например, в эпоху Мишны).

Сабураи не правили текст Талмуда в соответствии со своими воззрениями на содержание и стиль, а только делали его читабельным и понятным. Для этого, сохраняя каждое слово и высказывание изначального текста на своем месте, они лишь добавляли связки, указывали, к какому месту в Мишне относится данная дискуссия, приводили необходимые цитаты и ссылки, но не более того. Тем не менее, значение проделанной ими работы огромно: Талмуд вышел из их рук завершенной книгой, которую мог прочесть любой еврей.

Сабураи дали развернутое и исчерпывающее объяснение всей обсуждаемой проблемы, четко и ясно сформулировав его в стиле самого Талмуда. Они стали связующим звеном между создателями Талмуда и гаонами, которые в следующую эпоху распространили Талмуд по всему миру, превратив его в подлинный центр еврейской мысли. Так, правильное понимание Талмуда прошло по цепочке от его составителей — через сабураев — к гаонам.

Исторические рамки эпохи сабураев [↑]

Началом этой эпохи можно считать не только завершение Талмуда, но и политические события в Вавилонии. К началу III в. евреи жили здесь столетиями и не испытывали особых гонений и притеснений. Большой, богатой державой правили парфянско-персидские владыки, благоволившие к своим еврейским подданным. Однако в III н.э. начался период внутренних смут. Страна начинает «качаться», и, в свою очередь, усиливается натиск на Парфию внешних врагов. В 224 г. парфян захватывают Сасаниды — новая династия правителей из Парса (Персии).

Как известно, периоды нестабильности часто сопровождаются вспышками антисемитизма. Так и произошло. Если в первый период правления Сасанидов положение евреев можно назвать терпимым, то уже к V в. ситуация начинает меняться.

Через 20 лет после смерти рава Аши были предприняты попытки навязать евреям новую религию — веру «новоперсов». В особенности пострадала ешива в Суре, бывшая со времен рава Аши главным центром Торы. Ее мудрецов, не успевших убежать, казнили, ешивы и синагоги закрыли, еврейских детей отдали «на воспитание» жрецам.

Центр изучения Торы перемещается в Пумбедиту, где о погромах пока не слышали — город располагался в автономном районе, густо населенном евреями. В него бежали оставшиеся в живых сурские мудрецы. Так начинается эпоха сабураев.

Во главе первого поколения сабураев Пумбедиты встал рав Йоси. Сорок лет занимал он пост руководителя. Есть основания считать, что именно под его началом был записан Талмуд, составленный равом Аши устно. Начавшаяся сразу после записи редакторская работа продолжалась и в следующем поколении. После смерти рава Йоси, наступившей в 520 году, во главе сабураев встают рав Ина и рав Симона.

В третьем поколении сабураев, которым руководил рав Равай, страну сотрясли мощные внутренние распри и гражданские войны, полностью парализовавшие центральную власть. Наместники провинций начали чувствовать себя полными хозяевами, неотчетными ни перед кем. Особо круто повел себя наместник северных территорий, где была расположена Сура: он преследовал оставшихся там евреев с такой яростью, что они были вынуждены — впервые после восстания Бар-Кохвы — взяться за оружие.

Во главе восставших встал Мар Зутра, тогдашний Рош Галута («Глава изгнания», автономный правитель еврейской общины, — пост, издавна признаваемый персами). На первом этапе ему удалось дать отпор наместнику и его погромщикам, но через несколько лет (в 558 году) превосходящие силы персов сломили еврейское сопротивление.

Начались новые, еще более страшные преследования. На этот раз репрессии распространились и на южные районы, в частности, на ту местность, где располагалась Пумбедита. Местная ешива закрылась, изучение Торы заглохло. Небольшая группа мудрецов, вовремя покинув Пумбедиту, организовала новую ешиву в городе Пируз-Шабур.

Только через три десятилетия — в 589 году — возобновились занятия в Пумбедите. Приблизительно через 20 лет открылся и второй центр изучения Торы — знаменитая ешива в Суре. Как только ситуация несколько выправилась, и новые политические обстоятельства позволили возобновить занятия, и начался новый этап — эпоха гаонов.

Выводить материалы