Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как насчёт пепла под ногами мудрецов?

Темы: Исправление, Наказание, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Шалом рав, я точно не помню, но, по-моему, в Пиркей Авот я читал, как один рав увидел на берегу череп паро и произнес, что он получил мера за меру за то, что топил еврейских детей в реке. И дальше объясняется, что Б-г хотел, чтобы душа паро наконец-то приобрела покой. Значит все, даже самые плохие, приобретают покой. А как же насчет пепла под ногами мудрецов?

Валера, Сдерот

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Валера!

В Пиркей Авот такого про череп Паро (фараона) нет. Есть другое: Гиллель увидел череп на воде и сказал: «За то, что ты топил, тебя утопили, а, в конце концов, те, кто тебя утопил, будут утоплены». Т.е. Б-г наказывает одного преступника руками другого, и этот последний тоже, в свою очередь, получает наказание. Про душу Паро там тоже ничего не сказано.

Какие преступники проходят свой тикун (исправление) в Геиноме, какие — в следующем гильгуле (реинкарнации) или нескольких гильгулим, кто и когда получает свой тикун — это расчёты Б-га. И это соответствует уровню души человека и уровню совершённых им преступлений.

Наверное, быть пеплом под ногами праведников — это тоже одновременно наказание и исправление.

С уважением,

Бен-Цион Зильбер

Читайте: Придётся заново родиться и начать всё сначала?

Материалы по теме

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?

Рав Натан Агрес

С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».

Грядущий Великий суд

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Каждого карают по его преступлениям, пока он не взмолится – и его поднимают.


В иудаизме существует особое понятие «Дерех эрец» (буквально означает «путь [людей] страны», «мирской обычай», то, что принято в обществе) — совокупность норм поведения, продиктованных человеческим разумом, которые служат благу человечества и нормальному функционированию общества. Именно такое поведение мы называем правильным еврейским поведением, которого и следует придерживаться с точки зрения иудаизма Читать дальше