Из цикла «Дерех эрец», темы: Зависть, Хесед, Дерех Эрец, Шауль Вагшал
Следует остерегаться, чтобы не навлекать на себя зависть окружающих. Мы учим это из того, что сказал Яаков своим сыновьям во время голода: «Зачем вы показываете себя (сытыми)?» (Берешит 42:1). Объясняет Раши, что хотя в это время у них еще был хлеб, Яаков сказал своим сыновьям: Не следует показывать перед сыновьями Ишмаэля и Эсава, будто вы сыты (чтобы не вызывать у них зависти). В этих словах есть еще и дополнительный смысл. Яаков повелел сыновьям, чтобы они не входили в Египет все вместе и через одни ворота, но чтоб входили порознь и через разные ворота — чтобы каждый растворился в толпе входящих во избежание «дурного глаза», ибо все они были красавцы и богатыри.
В Иерусалимском Талмуде по поводу всего сказанного выше приведена следующая молитва: «Да будет воля Твоя, чтобы не было во мне зависти к другим, и в других — зависти ко мне» (Брахот 4:2).
Пишет Орах мейшарим, что не следует одеваться в роскошные одежды, выделяющиеся своей красотой и великолепием, — ни мужчинам, ни женщинам, ни детям, ни в будни, ни в шабат, но только в одежды, не выходящие за определенные усредненные рамки. Ибо роскошные одежды пробуждают зависть не только внутри общины, — мужчин к мужчинам и женщин к женщинам (как мы это видим и сегодня, как следствие погони за модой), — но также и зависть неевреев, среди которых мы живем. (Все сказанное относится также и к большим и роскошным домам). Орах мейшарим приводит по этому поводу также и сказанное в Талмуде: «Сказал рав Папа: Если переведутся гордецы — переведутся подстрекатели (против евреев)». Объясняет Раши: Если не будут евреи похваляться своими прическами и одеждами, то не будет и тех, кто подстрекает к ненависти против них (Орах мейшарим 21:5, в примечаниях). И потому следует избегать, насколько только возможно, того, чтобы выставлять напоказ перед всеми свое богатство и успехи во всех делах — материальных, и в том, что связано с детьми, и во всем другом. Сказанное не относится только к делам благотворительности, ибо, как говорят, «соблюдающий заповедь не узнает зла». Но и здесь, как правило, лучше дать цдаку скрытно, хотя и бывает, что предпочтительнее сделать это публично, чтобы подать пример другим. В таком случае следует дать значительную сумму и этим помочь многим другим тоже удостоиться заповеди. Но когда состоятельный человек дает публично маленькую сумму, не соответствующую его богатству (даже если он помимо этого пожертвует скрытно), другие по его примеру дадут еще меньше, и он тем самым причиняет ущерб делу благотворительности.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению