Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.

ДАВАЙТЕ УМУДРИМСЯ, ЧТОБЫ НЕ РАЗМНОЖИЛИСЬ [потомки Исраэля], А ТО, СЛУЧИСЬ ВОЙНА, ПРИСОЕДИНЯТСЯ К НАШИМ ВРАГАМ, СРАЗЯТСЯ С НАМИ И ВЫЙДУТ ИЗ СТРАНЫ (Шмот, 1:10)

В Талмуде (Сота) рассказывается, что фараон советовался с тремя людьми: Биламом, Иовом и Итро, решая, что сделать с евреями. Билам посоветовал преследовать и убивать, и впоследствии был убит евреями (Пинхасом, потомком Леви). Иов промолчал, и был наказан Творцом ужасными душевными и физическими страданиями. А Итро выступил в защиту евреев и удостоился того, что его потомки стали мудрецами Торы и вошли в Санѓедрин (высший еврейский законодательный орган).

На первый взгляд, непонятно, за что Иов так наказан. Фараон был настроен против евреев и все равно бы не послушал Иова, как и Итро, которому после его совета пришлось спасаться бегством от фараона.

Раввин Бриска, р. Ицхак Зеев Соловейчик, предложил объяснение. Иов знал, что бесполезно что-нибудь говорить, но обязан был поступить, как Итро. Когда делают больно, человек кричит. А если молчит — значит, ему не больно. Иов должен был это понять. Для этого ему были посланы страдания. Он узнал, что, хотя крики не помогают, но, когда человек страдает, он кричит. Иов не ощущал чужие страдания, как свои, и теперь ему пришлось страдать самому.

Хазон Иш пишет, как научиться сочувствию и состраданию: «Чтобы переживать чужую боль, как свою, прежде всего, изо всех сил старайтесь помочь и оберегайте человека от страданий. Эти действия вызовут положительные эмоции. И, конечно, надо молиться, чтобы человеку стало хорошо, даже если поначалу вы не ощущаете его боли»[1].

НО БОЯЛИСЬ БОГА АКУШЕРКИ И НЕ ДЕЛАЛИ, КАК ГОВОРИЛ ИМ ЦАРЬ ЕГИПТА, ОСТАВЛЯЯ ДЕТЕЙ ЖИТЬ (Шмот, 1:17)

Р. Йеѓуда Лейб Хасман, в своем комментарии приводит пример. Представим, что человек хвалит кого-то перед другими за то, что тот сделал много добра — спас тысячи жизней. И вдруг кто-то спросит: «А он Богобоязненный?» Скорее всего, большинство слушателей возмутится: «Какая разница? Разве это умаляет то, что он сделал?»

Так и в нашем стихе. Акушерки рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Тысячи еврейских детей они не только оставили жить, но и кормили. Как велик был их героизм! «Кто спас одного человека — как будто спас весь мир» (Санѓедрин). Тем более эти акушерки, которые спасли столько жизней! Однако Тора, прославляя их, начинает не с этого. «Но боялись Бога акушерки и не делали, как говорил им царь Египта». Тора подчеркивает, что главным у них была Богобоязненность. Их добродетель проистекала из страха перед Богом. Именно благодаря этому страху женщины смогли обрести такую смелость — ослушаться приказа могущественного царя (Ор йогель).

В ТЕ ДНИ ВЫРОС МОШЕ, ВЫШЕЛ К БРАТЬЯМ, УВИДЕЛ ИХ СТРАДАНИЯ И УВИДЕЛ, КАК ЕГИПТЯНИН БЬЕТ ЕВРЕЯ, ОДНОГО ИЗ ЕГО БРАТЬЕВ (Шмот, 2:11)

Раши цитирует мидраш (Шмот раба), где говорится, что Моше сочувствовал братьям.

Это первое, что сообщает Тора о Моше. Еврейский народ был в рабстве в Египте, а он, взятый дочерью фараона как приемный сын, вырос в царском дворце в спокойствии, довольстве и роскоши, не зная страданий и унижений народа. Но в этом и величие Моше: он намеренно покинул дворец, чтобы выйти к народу и проникнуться его страданием, чтобы боль всех евреев стала его болью. За это, говорит мидраш, он удостоился стать лидером народа и получить Тору на горе Синай.

Моше заботился о каждом человеке. Когда увидел, что одному из его братьев угрожает смертельная опасность, рискнул привилегированным положением члена царской фамилии и даже жизнью, чтобы его спасти (стих 12).

ВЫШЕЛ НА ВТОРОЙ ДЕНЬ, УВИДЕЛ, ЧТО ССОРЯТСЯ ДВА ЕВРЕЯ, И СКАЗАЛ ГРЕШНИКУ: ЗАЧЕМ БЬЕШЬ БЛИЖНЕГО СВОЕГО? (Шмот, 2:13)

Талмуд объясняет, что Моше назвал раша (грешником) того, кто еще не ударил другого, только занес руку. Но каждый, кто поднял руку, чтобы ударить, даже если не ударил, уже считается грешником (Санѓедрин). Талмуд добавляет: кто ударил еврея по щеке — как будто ударил Бога.

Тот, кто поднял руку на человека, не только называется грешником, он, по закону, и есть грешник. Этого достаточно, чтобы лишить его права свидетельствовать в суде (Хошен мишпат).

ПРИШЛИ ПАСТУХИ, И ПРОГНАЛИ ИХ [дочерей Итро]; НО ВСТАЛ МОШЕ, СПАС ИХ И НАПОИЛ ИХ СКОТ (Шмот, 2:17)

Показав доброту Моше к своему народу, Тора рассказывает, что так же он относился к людям из другого народа. Из-за того, что он заступился за еврея, Моше пришлось бежать из Египта, спасая жизнь. Он пришел в Мидьян и увидел, как пастухи обижают дочерей Итро, отгоняя от колодца. Хотя он уже пострадал за свою доброту и был один в чужой стране, не зная ее порядков, но не мог снести несправедливости и вступился, чтобы помочь незнакомым людям. И не только спас дочерей Итро, но и напоил их скот (Хохма умусар).

Лучше уйти в пустыню, чем украсть

А МОШЕ ПАС СКОТ ИТРО, СВОЕГО ТЕСТЯ, СВЯЩЕННИКА МИДЬЯНА, ПОВЕЛ СКОТ ЧЕРЕЗ ПУСТЫНЮ И ПРИВЕЛ К ГОРЕ БОЖЬЕЙ ХОРЕВ (Шмот, 3:1)

Раши приводит мидраш, где рассказывается, как Моше ушел пасти в пустыню, чтобы, не дай Бог, не произошла кража, если его овцы потравят чужие поля или луга (Шмот раба).

Судя по тому, где Моше оказался с овцами (выйдя из Мидьяна, он пришел к горе Синай), мы видим, как далеко он был готов идти, лишь бы не совершить греха.

Не берите на себя лишнюю вину

Бог повелел Моше сообщить угнетенным потомкам Израиля, что Он освободит их из рабства.

И ОТВЕТИЛ МОШЕ, И СКАЗАЛ: НЕ ПОВЕРЯТ МНЕ, И НЕ СТАНУТ СЛУШАТЬ ГОЛОСА МОЕГО, СКАЖУТ, НЕ ЯВЛЯЛСЯ МНЕ БОГ. И СПРОСИЛ БОГ: ЧТО У ТЕБЯ В РУКЕ? И ОТВЕТИЛ: ПОСОХ. И ВЕЛЕЛ ЕМУ: БРОСЬ ЕГО НА ЗЕМЛЮ. И БРОСИЛ НА ЗЕМЛЮ, А ТОТ СТАЛ ЗМЕЕМ. И УБЕЖАЛ ОТ НЕГО МОШЕ (Шмот, 4:1–3)

Моше сказал, что народ не поверит, и это был лашон ара на народ, за это он был наказан[2].

Хафец Хаим спрашивает, почему его слова были восприняты как лашон ѓара. Ведь он имел в виду только получить какие-то знаки и ими убедить народ в том, что действительно говорил с Богом и является Его посланником, исполнителем Его воли. Если его слова имели смысл, почему их следует считать лашон ара?

Хафец Хаим отвечает от имени р. Элияѓу Шика: высказывание «Они не поверят мне» носит абсолютный характер. Моше следовало сказать «А что, если они мне не поверят?» Он имел право это предположить, но у него не было права утверждать, что ему не поверят (Шмират алашон).

Это учит нас важному принципу: даже если человеку иногда позволено высказаться с осуждением других, он должен остерегаться сказать что-нибудь лишнее[3].

Всеми силами остерегайтесь возбуждать зависть к себе

И СКАЗАЛ [Моше]: ПОЖАЛУЙСТА, ГОСПОДИН МОЙ, ПОШЛИ КОГО-НИБУДЬ — КОГО ПОШЛЕШЬ (Шмот, 4:13)

Раши (стих 10) цитирует мидраш, который объясняет, почему семь дней Моше отказывался возглавить народ, чтобы вывести его из Египта, — он не хотел оказаться выше Аѓарона, старшего брата, и пробудить его зависть. Мидраш говорит, что он согласился, только когда АШем сказал: «Когда увидит тебя Аѓарон, он будет счастлив».

Есть реклама: «Приобрети это, и все тебе будут завидовать!» Нам, евреям, не только запрещено завидовать самим, но и не следует давать поводы для зависти. И на это не надо жалеть никаких сил. Моше ради этого готов был на невероятную жертву. Уровня его нам не достичь, но мы обязаны делать все, что в наших силах, чтобы избегать чьей-либо зависти. Не следует хвастать и много говорить о своей работе, зарплате, способностях и планах, а также о детях.

Бог уверил Моше, что он может не беспокоиться — Аѓарон не станет завидовать:

И КОГДА УВИДЕЛ ЕГО [Аѓарон], ОБРАДОВАЛСЯ В СЕРДЦЕ СВОЕМ (Шмот, 4:14)

Мидраш (Шмот раба) говорит, что Аѓарон удостоился хошен мишпат (части одежды Первосвященника, нагрудника с 12-ю камнями, который показывал ответ Всевышнего на вопросы) за то, что был искренне рад, приветствуя Моше.

И БИЛИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, КОТОРЫХ ПОСТАВИЛИ НАД НИМИ НАДСМОТРЩИКИ ФАРАОНА (Шмот, 5:14)

Эти руководители были евреи, жалели своих братьев и не заставляли выполнять норму, установленную фараоном. А когда передавали изготовленные евреями кирпичи египетским надсмотрщикам, те били их за то, что не выжимают из работников все до конца, и норма не выполнена (Шмот раба).

Руководители сынов Израиля не пользовались служебным положением, а шли на страдания, лишь бы помочь своим подчиненным (Махане Исраэль).

Проявлять высокомерие и надменность к подчиненным строго запрещено. Некоторые авторитеты считают это одной из 613-и заповедей Торы[4].


[1] Ковец игрот Хазон Иш.

[2] Раши к стихам 3, 6.

[3] Хафец Хаим; Беер маим хаим, о возможных исключениях.

[4] Сефер меирот эйнаим, Беер маим хаим.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер