Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Пускай свой хлеб по течению вод, и спустя много дней он вернется к тебе.»Коэлет 11:11
Дети редко ценят то, что для них делают родители (пока у них не родятся собственные дети), поэтому забота о маленьких детях — это истинная добродетель

Истинное добро не ведает корысти.

«ПРИШЛО ВРЕМЯ ИСРАЭЛЮ УМИРАТЬ, ПОЗВАЛ ОН СВОЕГО СЫНА ЙОСЕФА И СКАЗАЛ ЕМУ: ЕСЛИ НАШЕЛ Я МИЛОСТЬ В ТВОИХ ГЛАЗАХ, ПОЛОЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, ТВОЮ РУКУ МНЕ ПОД БЕДРО И ПОСТУПИ СО МНОЙ ПО ДОБРУ И ПО ПРАВДЕ, НЕ ХОРОНИ МЕНЯ В ЕГИПТЕ» (Брейшит, 47:29)

Раши комментирует: тот, кто делает хесед для умершего, совершает истинное благодеяние, ведь он не может рассчитывать получить с умершего никакой компенсации. А если человек надеется получить что-то за свой хороший поступок, то это корысть, сделка, и тут нельзя говорить об истинной доброте (Шло, цитируется в Ноам Элимелех).

Дети редко ценят то, что для них делают родители (пока у них не родятся собственные дети), поэтому забота о маленьких детях — это истинная добродетель. И если мать понимает, что ее труды — это исполнение мицвы (заповеди), и она делает все из любви к дому и детям, то, несомненно, совершая все это, она будет счастлива (Раби Хаим П. Шайнберг, рош ешива «Торат ор» в Иерусалиме).

Когда раби Моше из Кобрина было семь лет, в Литве был голод, и бедные ходили из деревни в деревню в поисках пропитания. Многие из них приходили в дом матери рава Моше, и она всегда с радостью варила для них и пекла. Однажды к ней пришло сразу много нищих, и она тут же принялась готовить, но некоторые из них стали выражать свое нетерпение и обижать ее. Она стала плакать, потому что и так делала для них все, что было в ее силах. Тогда ее сын, будущий раби из Кобрина, сказал: ״Почему ты расстраиваешься? Разве они таким образом не помогают тебе исполнять эту мицву совершенно искренне? Если бы они тебя хвалили, твоя заслуга была бы несравненно меньше, ведь тогда бы ты делала добро как будто для того, чтобы заслужить их благодарность, а не для того, чтобы исполнить веления Всемогущего» (Ор яшарим).

Раби Шимшон Рафаэль Гирш так объясняет связь правды и добра и концепцию хесед шель эмет (истинной добродетели): «Люди часто делают добро под влиянием эмоций, не задумываясь, действительно ли это добро. А добро с правдой — это такая любовь, которая не забывает, что является сущностью хеседа. Например, Аврааму очень хотелось, чтобы его сын женился. Но если бы он дал волю своему желанию и, не найдя поблизости достойной жены сыну, женил бы его поскорее на ком попало, это было бы добро, но не истинное добро. Яаков знал, что Йосеф похоронит его со всеми возможными почестями, но сказал ему: “При всем хеседе не забудь и правду”. Яаков подчеркнул свою просьбу, чтобы его не хоронили в Египте. Этой просьбой он утвердил, что родина еврейского народа — Эрец Исраэль, хотя к этому времени он и его потомки уже 17 лет жили в Египте» (Рав Гирш, комментарий к этому стиху).

«БУДУТ КРАСНЫМИ ГЛАЗА ЕГО ОТ ВИНА, БУДУТ ЗУБЫ БЕЛЫ ОТ МОЛОКА״ (Брейшит, 49:12)

Перед смертью Яаков благословил колено Йеуды тем, что будут на землях его виноградники давать в изобилии вино, а стада овец — молоко (Раши).

В Талмуде (Ктубот) дается иное толкование этого стиха: “Лучше показать ближнему (в улыбке) зубы, чем напоить его молоком”. Молоко дает энергию всему, что делает человек. И все же тот, кто улыбается ближнему, дает ему еще больше. Улыбка наполняет и сознание человека, и его тело, она дает энергию его железам, и они производят все необходимое для его существования в нужных пропорциях и для самых существенных целей (Раби Авигдор Миллер, в “Пойте, праведники”).

Раби Исраэль Салантер предупреждал, что в Асерет йемей тшува (Десять дней раскаяния — от Рош аШана до Йом Кипур) человек должен следить, чтобы делать другим только приятное. Поступая по справедливости, не нужно забывать и об обязанности приветствовать людей с улыбкой и говорить с ними по-дружески (Ор Исраэль).


В Торе есть примеры должного отношения человека к природе. Наши мудрецы неоднократно говорили об обязанности бережного отношения ко всему окружающему нас миру — как к людям, так и к животным, и даже к неодушевлённым предметам Читать дальше

Чудеса в природе

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.

Нужен ли Б-г для сотворения мира?

Доктор Джеральд Шредер

Стивен Хокинг и другие ученые считают, что Творец не имеет никакого отношения к сотворению мира. Пытаясь объяснить возникновение Вселенной из ничего, они выдвинули концепцию квантовой вакуумной флуктуации. Их религиозный коллега считает иначе.

Тайная жизнь растений

Рафаэль Бен Лев

Есть ли у растений чувствительность? Многие научные открытия, совершенные в последние десятилетия с использованием новейших технологий и современной аппаратуры, оказывается, были предвосхищены много столетий назад еврейскими мудрецами и записаны в наших святых книгах. Неверующие люди не перестают удивляться и поражаться, но верующий еврей воспринимает эти факты совершенно естественно, понимая, что наша Традиция получена непосредственно от Творца Вселенной, который прекрасно осведомлен о законах своего мироздания

Ключ от дождя

Рав Биньямин Блех

Последствия урагана «Сэнди» обсуждаются в мировых СМИ уже не первый день. Чему этот и другие природные катаклизмы способны научить людей?