Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Финансирование ешив — камень преткновения в израильском обществе. Чтобы окончательно рассеять домыслы о миллиардах шекелей, которые тратятся на «паразитов», публикуем эту короткую и ёмкую статью.

На какие деньги существуют ешивы?

Отвечаем: на разного рода пожертвования. Есть, правда, ешивы, которые берут плату за обучение со студентов. В них, как правило, учатся молодые американские студенты, прибывшие в Израиль именно для учебы.

Но в большинстве других ешив Эрец Исраэль взрослые студенты не платят за учебу, а получают стипендию, — впрочем, небольшую.

Детские ешивы (для мальчиков начиная с 14 лет) и юношеские, а также «колели» (для женатых мужчин) существуют на помощь, оказываемую благотворительными организациями и частными лицами. Государство тоже участвует в поддержке центров по изучению Торы, поскольку оно в этом заинтересовано. Политические деятели и все израильское общество прекрасно понимают, что Израиль существует до тех пор, пока в нем живут евреи, а евреи продолжают оставаться народом все время, пока в их среде пребывает Тора и ее учителя.

Кроме стипендии в ешивах (для женатых мужчин она достигает иногда 300 долларов в месяц), некоторые учащиеся получают особую стипендию от Министерства по делам религий. Но вручается она только семьям, в которых не меньше трех детей и которые не имеют никаких других доходов. На сегодня стипендия не превышает сумму в 800 шекелей.

Как видим, лишь тот, кто видит смысл своей жизни в изучении Торы, может прожить на такие минимальные средства.

Так издавна принято в нашем народе: можешь учить Тору, живя скромно, — учись; хочешь зарабатывать хорошие деньги и жить в достатке — зарабатывай, но помогай тем, кто учатся. Такая помощь будет засчитана тебе как учеба. А учиться обязаны все.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени