Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Родители обязаны строго указывать детям на недопустимость произнесения лашон ара — злословия, подробно объясняя, почему этого нельзя делать, т.к. привычка злословить и сплетничать закрепляется с детства»Рав Зелиг Плискин, из книги «Береги свою речь»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.

Красота Яфета

Южную часть Балканского полуострова, Западную Анатолию и острова Эгейского моря населяли греки. Как и персы, они вели свою родословную от Яфета. Греки были язычниками и поклонялись многим богам, в которых они видели удивительных героев.

К концу VI — началу V веков до н.э. греческие города достигли зенита своей славы. Развились ремесла и торговля, появились школы знаменитых философов древности — Сократа, Платона, Аристотеля… Скульптуры, воздвигнутые в то время, украшают сегодня залы многих музеев мира. В древней Греции родились многие элементы современной европейской культуры.

Богатство и блеск греческих городов привлекали многих завоевателей. Стремясь захватить греческие земли, Персия пела ожесточенную войну на суше и на море, но так и не добилась победы. Наконец, после того, как грекам удалось разбить персидский флот у острова Саламис, а затем разгромить и наземные силы персов, звезда греческих городов, потускневшая за годы тяжелой войны, засияла с удвоенной силой.

В правление Перикла возвысились Афины. Им противостояла Спарта. Эти два города вели продолжительную тридцатилетнюю войну, которая истощила их ресурсы.

Александр Македонский

Ослаблением Греции воспользовались ее северные соседи. Под водительством царя Филиппа македонцы покорили всю Грецию, за исключением Спарты. Филипп готовился выступить против Персии, но был убит, не закончив приготовлений к походу. На македонский престол взошел его сын Александр, который впоследствии был назван Великим. Этот выдающийся человек известен широкими познаниями в самых разных областях. Он изучал философию у Аристотеля, прекрасно разбирался в политических науках и военном деле.

Во главе объединенной армии, включающей греческие и македонские силы и состоящей из 35 000 человек, Александр миновал Дарданеллы и вошел в Анатолию. В течение полутора лет он завоевал всю Малую Азию и присоединил к своему царству все греческие города, ранее находившиеся под властью Персии. Дарий Третий, царь Персии, выставил против него у сирийской границы огромное войско, но оно было разбито. Мать и супруга Дария были взяты в плен, сам же царь бежал в Персию. Александр вошел в Сирию, как победитель. Почти вся страна тут же подчинилась ему, только Цур оказал сопротивление. Но после семимесячной осады Александр покорил и этот город. Землю Израиля он прошел победным маршем, и вся страна встречала его, как освободителя от персидского ига. Вначале Александр хотел отомстить Иерусалиму за то, что он поддерживал сопротивление Цура, но затем смилостивился и отнесся к евреям с большой доброжелательностью. (О причине такой необычной перемены будет рассказано в девятой главе).

Из Иерусалима Александр направился в Египет. На покоренных территориях он основал много новых городов. Самый знаменитый из них находился в Египте и был назван в честь великого завоевателя Александрией.

Дарий Третий еще раз выступил против Александра у города Исса, но его войско и на этот раз было разгромлено, а сам он был убит своими рабами. Так Александр покорил всю Персию и Мидию и стал правителем огромной империи.

Не только силой

Александр Македонский насаждал эллинизм — культуру и образ жизни греков — всюду, куда приводили его завоевательные походы. Целью Александра было объединение всех народов, проживавших на территории подвластной ему империи — персидского царства и греческих городов, — в один народ. Его обширным планам не суждено было осуществиться — неожиданная болезнь застигла Александра в Вавилоне, где он и скончался в возрасте тридцати трех лет. Три его главных военачальника составили заговор против наследников Александра и уничтожили их. Затем претенденты поделили империю Александра на отдельные царства. Антигон воцарился в Македонии и Греции. Селевк получил Сирию и Вавилон, Птолемей — Египет и Эрец Исраэль.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Недельная глава Хаей Сара

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.

Разъяснение смысла выражений «и скончался», «и умер», «и присоединился к народу»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.

Жизнь, шидух и похороны. Хаей Сара

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

На тему недельной главы. Хаей Сара 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.