Из цикла «История еврейского народа», темы: Греки, Ассимиляция, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Жестокость
В 3459 году (301 году до н.э.) Иудея была присоединена к египетской империи Птолемеев. После смерти Птолемея Первого его сын, Птолемей Второй Филадельф, освободил всех пленных евреев, которых его отец переселил в Египет. Эти евреи основали богатую общину в Александрии. Птолемей Второй предоставил им все гражданские права и назначил многих из выдающихся деятелей общины на самые высокие государственные посты в своей империи.
Это был просвещенный правитель, покровительствовавший наукам. Выразив желание познакомиться с содержанием Торы, он потребовал от первосвященника Иерусалимского Храма прислать к нему семьдесят мудрецов, чтобы те перевели Тору на греческий язык. Поэтому этот перевод называют «переводом Семидесяти» {Септуагинта). Появление Септуагинты позволило многим народам познакомиться с Торой. День окончания перевода Торы стал для египетских евреев праздником. Евреи же Эрец Исраэль опасались, что теперь александрийские евреи, вместо того, чтобы изучать Святую Тору, будут довольствоваться ее переводом; из-за этого они отдалятся от истины, забудут родной язык и, наконец, растворятся в греческом обществе. К сожалению, так и случилось. С течением времени египетские евреи совершенно забыли родной язык и традиции своего народа.
Наступление эллинизма
Но и в Израиле тоже было немало евреев, которые тянулись к греческой культуре и готовы были отбросить древние традиции. Первым из эллинизировавшихся евреев стал Йосеф бен Тувья. Это произошло в годы правления Птолемея Третьего. Властитель назначил первосвященнику очень высокий налог, и, когда тот отказался его заплатить, Птолемей пригрозил жестоко расправиться с евреями. Йосеф бен Тувья поехал в Египет и, заплатив большую сумму денег, сумел умилостивить царя.
Йосеф убедил царя передать в его руки сбор налогов в иудее и Сирии, а также предоставить ему для этой цели военную силу. Йосеф бен Тувья пообещал царю существенно увеличить сумму податей. Получив особые полномочия, он буквально выжал Иудею, и, в результате, он и его приближенные обогатились. Богатые, заботящиеся о мнимом величии евреи начали пренебрегать еврейскими ценностями и традициями. Сыновья Йосефа пошли еще дальше своего отца. Они совершенно отошли от Торы и заботились лишь об увеличении своего богатства. Самый младший из них, Гиркан, был однажды отправлен отцом в Египет, чтобы передать собранные подати. Во время этого визита ему удалось приобрести расположение царя. Старшие братья, позавидовав Гиркану, решили жестоко отомстить ему. Братья напали на Гиркана; во время борьбы двое из них были убиты, а сам Гиркан бежал в соседнюю провинцию.
Египетские евреи проходят испытание
Птолемей Третий не пошел по стопам отца — он не жаловал евреев и не раз предпринимал попытки навредить им. Во время посещения Иерусалима царь захотел войти в святой Храм и вдруг, приблизившись к воротам, потерял сознание и упал. От этого его неприязнь к евреям усилилась. Он строил планы разрушения Иерусалима и Храма и угрожал лишить гражданских прав евреев, которые оставались верными вере отцов. Большинство евреев не уступило ему и не предало Б-га и Его Тору.
Однажды Птолемей Третий потребовал собрать знатных евреев Александрии в большом цирке, где по приказу царя на них натравили слонов. Но слоны, вместо того, чтобы наброситься на евреев, раздавили множество греков. С тех пор царь не делал больше попыток причинить зло евреям. Когда Птолемей Третий умер, на престол вступил его несовершеннолетний сын. Этим воспользовался царь Сирии Антиох Третий, который в 3552 году (208 году до н.э.) присоединил Иудею к своему царству.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»