Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Перевод Семидесяти, наступление эллинизма, гонения на египетских евреев.

Перевод Семидесяти

В 3459 году (301 году до н.э.) Иудея была присоединена к египетской империи Птолемеев. После смерти Птолемея Первого его сын, Птолемей Второй Филадельф, освободил всех пленных евреев, которых его отец переселил в Египет. Эти евреи основали богатую общину в Александрии. Птолемей Второй предоставил им все гражданские права и назначил многих из выдающихся деятелей общины на самые высокие государственные посты в своей империи.

Это был просвещенный правитель, покровительствовавший наукам. Выразив желание познакомиться с содержанием Торы, он потребовал от первосвященника Иерусалимского Храма прислать к нему семьдесят мудрецов, чтобы те перевели Тору на греческий язык. Поэтому этот перевод называют «переводом Семидесяти» {Септуагинта). Появление Септуагинты позволило многим народам познакомиться с Торой. День окончания перевода Торы стал для египетских евреев праздником. Евреи же Эрец Исраэль опасались, что теперь александрийские евреи, вместо того, чтобы изучать Святую Тору, будут довольствоваться ее переводом; из-за этого они отдалятся от истины, забудут родной язык и, наконец, растворятся в греческом обществе. К сожалению, так и случилось. С течением времени египетские евреи совершенно забыли родной язык и традиции своего народа.

Наступление эллинизма

Но и в Израиле тоже было немало евреев, которые тянулись к греческой культуре и готовы были отбросить древние традиции. Первым из эллинизировавшихся евреев стал Йосеф бен Тувья. Это произошло в годы правления Птолемея Третьего. Властитель назначил первосвященнику очень высокий налог, и, когда тот отказался его заплатить, Птолемей пригрозил жестоко расправиться с евреями. Йосеф бен Тувья поехал в Египет и, заплатив большую сумму денег, сумел умилостивить царя.

Йосеф убедил царя передать в его руки сбор налогов в иудее и Сирии, а также предоставить ему для этой цели военную силу. Йосеф бен Тувья пообещал царю существенно увеличить сумму податей. Получив особые полномочия, он буквально выжал Иудею, и, в результате, он и его приближенные обогатились. Богатые, заботящиеся о мнимом величии евреи начали пренебрегать еврейскими ценностями и традициями. Сыновья Йосефа пошли еще дальше своего отца. Они совершенно отошли от Торы и заботились лишь об увеличении своего богатства. Самый младший из них, Гиркан, был однажды отправлен отцом в Египет, чтобы передать собранные подати. Во время этого визита ему удалось приобрести расположение царя. Старшие братья, позавидовав Гиркану, решили жестоко отомстить ему. Братья напали на Гиркана; во время борьбы двое из них были убиты, а сам Гиркан бежал в соседнюю провинцию.

Египетские евреи проходят испытание

Птолемей Третий не пошел по стопам отца — он не жаловал евреев и не раз предпринимал попытки навредить им. Во время посещения Иерусалима царь захотел войти в святой Храм и вдруг, приблизившись к воротам, потерял сознание и упал. От этого его неприязнь к евреям усилилась. Он строил планы разрушения Иерусалима и Храма и угрожал лишить гражданских прав евреев, которые оставались верными вере отцов. Большинство евреев не уступило ему и не предало Б-га и Его Тору.

Однажды Птолемей Третий потребовал собрать знатных евреев Александрии в большом цирке, где по приказу царя на них натравили слонов. Но слоны, вместо того, чтобы наброситься на евреев, раздавили множество греков. С тех пор царь не делал больше попыток причинить зло евреям. Когда Птолемей Третий умер, на престол вступил его несовершеннолетний сын. Этим воспользовался царь Сирии Антиох Третий, который в 3552 году (208 году до н.э.) присоединил Иудею к своему царству.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.