Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сложно сменить образ жизни со светского на религиозный. Однако мудрецы подробно обсудили специфику перехода и дали широкий ряд рекомендаций.

На пути возвращения к Творцу существует немало сложностей. Иногда человека вдруг охватывает чувство, близкое к отчаянию. Ему кажется, что жить по законам Торы он не в состоянии. Нет сил, чтобы изменить устоявшиеся привычки, окончательно объясниться с близкими родственниками и перестроить отношения со старыми друзьями, далекими от Торы. Масса сложнейших на первый взгляд вопросов не дает человеку покоя: «Как поддержать дружескую компанию, если разрешено есть только кашерное? Если в субботу не работать, то на что жить? Разве можно стать другим человеком в моем возрасте?» И так далее.

Этот длинный список «уважительных» причин впечатляет. Но! С каждым годом все больше и больше евреев, молодых и в преклонном возрасте, высокообразованных и не очень, полностью оторванных от истоков и более близких к традиции, возвращаются в лоно своего святого и древнего народа и продолжают при этом жить полноценной, счастливой жизнью. Как же все они преодолевают пропасть между реальными возможностями и высокими идеалами Торы?

Ответ на этот вопрос мы находим в самой Торе. Рабейну Иона Герундии, один из выдающихся еврейских мудрецов эпохи средневековья, в своем фундаментальном труде «Врата покаяния» пишет: «Разъясняется в Торе, что поможет Вс-вышний возвращающимся к Нему в большей мере, чем их природа предполагает». Это означает, что даже в том случае, когда в соответствии с природой вещей путь к полному возвращению кажется закрытым, Творец устраняет кажущиеся непреодолимыми препятствия, если человек прилагает усилия, чтобы приблизиться к Нему. В книге «Дварим» написано: «И обратишься ты к Б-гу Вс-сильному твоему и исполнять будешь волю Его во всем, что Я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои, всем сердцем твоим и всей душою твоей… …И обрежет Б-г Вс-сильный твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы любил ты Б-га Вс-сильного твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей ради жизни твоей». Вс-вышний устраняет внутренние барьеры, препятствующие приближению к Нему, очищая сердце человека. Творец убирает и внешние препятствия. Ярким тому примером является история с раби Эльазаром бен Дордая, описанная в Вавилонском Талмуде в трактате «Авода зара» (идолопоклонство). Она свидетельствует, что даже с головой погруженный в грехи еврей может стать праведником.

Рассказывают о раби Эльазаре бен Дордая, что не осталось ни одной женщины легкого поведения, с которой он не состоял в запрещенной связи хотя бы один раз. (Это, естественно, было еще до того, как он стал называться почетным титулом раввина — «раби».) Однажды он услышал, что живет в заморских странах распутница, берущая в качестве оплаты полный кошелек динаров. По тем временам это была немалая сумма. Взял Эльазар кошелек и пошел. Не стали для него преградой и семь рек, переправиться через которые надо было по дороге… Эльазар встретился с блудницей, и она почему-то сочла нужным сказать, что подобного ему грешника Творец не примет даже в том случае, если он раскается. Эльазар сразу ушёл, сел между двумя холмами и с плачем взмолился: «Горы, горы, попросите Творца о милосердии ко мне!» Горы не ответили ему. Он тщетно взывал и к солнцу, и небесам, и к луне, и к звёздам, пока не пришёл к выводу: «Не от кого ждать помощи — всё зависит только от меня!» Эльазар положил голову между колен и стал рыдать, пока не умер от великой горечи по совершённым поступкам. Тотчас раздался голос с Небес: «Раби Эльазар бен Дордая приглашён к жизни в Будущем мире!»

В Талмуде сказано, что знаменитый раби Иегуда Анаси говорил об этой истории: «Есть обретающие свою долю в Будущем мире годами, и есть обретающие её за один час!» Кроме того, он сказал: «Мало того, что Творец принимает покаявшихся грешников, их ещё называют “раби”!»

Случившееся с раби Эльазаром бен Дордая подтверждает сказанное в Торе в главе «Дварим»: «Но при всём этом, когда будут они в стране врагов своих, не станут они мне отвратительны, и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить союз мой с ними, ибо Я — Б-г, Вс-сильный их». По словам рава Деслера, Тора свидетельствует, что даже когда мы в силу разных обстоятельств далеки от Творца, Он, тем не менее, не гнушается нами и хочет, чтобы мы приблизились к Нему. Творец пробуждает душу человека, которая препятствует его дальнейшему падению. Человек вдруг слышит, будто чей-то голос взывает изнутри: «Остановись, дальше так продолжать невозможно». Это голос Творца.

Эльазар бен Дордая опустился очень глубоко, и именно там, в глубинах греха, ему намекнули, что ещё немного, и вернуться будет невозможно. Он услышал. Поэтому и назвали Эльазара «раби». В действительности он не был раввином, но все последующие поколения учатся у него, что даже в тяжёлой ситуации нельзя отчаиваться. Надо только взять себя в руки, приоткрыть сердце, и маленький луч «света» рассеет беспросветную тьму.

Ещё один важный урок дал нам раби Эльазар. Он показал, насколько важно осознавать, что на пути возвращения к Творцу всё зависит только от собственных духовных сил. Такова природа человека, что духовные неудачи всегда легче списать на других — неподходящее окружение, плохие соседи, ворчливая жена и тому подобное. Раби Эльазар нас учит: «Не от кого ждать помощи — всё зависит только от самого человека!»

Действительно, каждый человек обладает для достижения совершенства нужными именно ему качествами души. Однажды молодой раби Нафтоли Амстердам, один из известных раввинов последнего времени, с горечью сказал своему учителю раби Исроэлю Салантэру: «Если бы у меня были способности, как у “Шаагат Арье”, сердце, как у “Есод вэшорэш авода” (выдающиеся раввины более раннего периода) и человеческие качества, как у Вас, уважаемый учитель, тогда бы я смог добиться совершенства в служении Творцу». Ответил ему раби Исроэль: «Нафтоли! Ты со своими способностями, со своим сердцем, со своими качествами станешь раби Нафтоли и достигнешь совершенства!»

"Мир Торы".