Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Женщина с покрытой головой — шовинизм?

Темы: Еврейская женщина, Женщина, Мирьям Климовская, Скромность в одежде, Головной убор

Не считаете ли Вы, что заставлять женщину носить головной убор и тем самым портить ее внешность — это пережиток прошлого и мужской шовинизм?

Отложить Отложено
Отвечает Мирьям Климовская

Здравствуйте! Я более 10 лет замужем и всё это время хожу с покрытой головой.

Прежде всего, хочется остановиться на слове «заставлять». Покрывать волосы для замужней женщины — такая же обязанность из Торы, как и любая другая. И «заставить» женщину ходить с покрытой головой сложно точно так же, как «заставить» соблюдать Шабат и кашрут, а мужчину «заставить» каждое утро покрывать голову талитом и накладывать тфиллин.

С волосами в иудаизме связано много аспектов, в том числе и мистических. Остановимся только на двух, которые мы можем понять. Прежде всего, покрывание головы указывает на Б-гобоязненность человека. В этом отношении больше требований к мужчинам, чем к женщинам. Девушка не покрывает волосы до замужества, а нашим мальчикам мы надеваем кипу с того момента, когда она может удержаться на голове. Многие девушки следуют обычаю покрывать голову, когда они зажигают субботние свечи. Можно сказать, что когда женщина начинает строить свой дом, у неё появляется больше обязанностей, прежде всего, духовных, больше ответственность за то, какую атмосферу она создаёт в доме, соответственно должна возрасти её Б-гобоязненность.

Второй аспект, связанный с покрыванием головы — это скромность. Требования скромности к еврейской женщине намного больше, чем к мужчине. Еврейский закон учитывает как различия в природе мужчины и женщины (на мужчину вид нескромно одетой женщины оказывает намного большее влияние, чем на женщину — нескромно одетый мужчина), так и уважение к женщине, к её внутреннему миру. Вопреки тому, что принято в современном обществе, Тора призывает еврейскую женщину относиться к себе бережно и уважительно: беречь себя от посторонних взглядов и нечистых мыслей. Так же, как царскую дочь не выставляют напоказ перед всеми встречными, так и еврейская женщина, осознающая свою царскую сущность — ведь она дочь Царя Царей, — не станет стремиться привлечь к себе внимание каждого встречного и поперечного. Её самооценка не зависит от того, скольких прохожих привлечёт та или иная деталь её внешности, ведь она знает свою настоящую цену. Это то, к чему мы приучаем своих дочерей с детства. Наши девочки ходят с закрытым воротником и плечами, рукавами ниже локтя, в колготках и в юбке ниже колен, а также с аккуратно собранными волосами, — всё это придаёт их облику царственное благородство и помогает держать недостойных людей на расстоянии. А когда царская дочь сама становится царицей — хозяйкой дома, построенного на основах Торы, к её облачению добавляется корона, которую она носит с достоинством и гордостью.

Головной убор сообщает людям о статусе женщины — она запрещена для других мужчин, в отличие от девушки, к которой можно присматриваться с чистыми намерениями — в целях женитьбы для себя или для своего сына, друга и т. д.

Причёска создаёт женщине особую привлекательность, которую она бережёт только для одного мужчины — своего мужа. [А что касается деликатной ситуации, когда женщина и с волосами красотой не блещет, то и здесь Тора приходит к ней на выручку: элегантный и подходящий парик или другой головной убор может во многом исправить или скрыть недостатки её внешности, например, значительно омолодить пожилую женщину].

Один человек, переживший катастрофу, вспоминает о своем пребывании в концлагере Берген-Бельзен, где люди, заключенные целыми семьями, от невыносимого голода и издевательств умирали тысячами, сходили с ума, теряли человеческий облик… Этот человек описывает свою мать, которая даже в этих нечеловеческих условиях, где, казалось бы, действовал один закон, установленный нацистами (да сотрется память о них) — закон грубой силы — даже в таких условиях она сохранила достоинство царской дочери. Любой ценой она соблюдала Шаббат и… покрывала голову, используя для этого любую подходящую тряпку (нормальной одежды не было ни у кого). Только внутреннее побуждение, стремление к духовному совершенству.

Подытожим: еврейская женщина смотрит на повеление покрывать голову как на еще одну важную заповедь, цель которой, как и всех остальных — очистить нас, возвысить и привести к духовному совершенству».


Читайте также: тема Еврейская женщина


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как перестать завидовать?

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Что пообещать Творцу, чтобы он послал мне вторую половинку?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Моя мама пьет…

17 марта, отвечает Ципора Харитан

Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше