Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все евреи — от самого хорошего и до самого плохого — одна душа»Раби Йеонатан Айбишиц

Может ли родина евреев переместиться из Израиля в другое место, например, в Украину?

Темы: Машиах, Галут, Земля Израиля, Святость, Государство Израиль

Отложить Отложено

Шалом, есть один вопрос, который не дает покоя. Может ли быть такое, что современное, сионистское государство Израиль будет уничтожено и родина евреев переместится в другое место, например, в Украину? Многие говорят, что там Святости больше, чем в современном Израиле.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Предсказать, что будет наверняка, могут только пророки, которых сегодня нет.

Что касается сионистского государства Израиль, оно определенно построено не совсем по принципам еврейской религии и в своих сегодняшних организационных формах в конечном итоге не останется. Царство Машиаха, которого мы ждем, будет выглядеть иначе.

Другое дело, каким образом будет совершен переход к тому царству. Всякое возможно, но лично я искренне надеюсь, что современный Израиль уничтожен не будет: ведь это означало бы гибель очень многих евреев, которые в нем живут (и изгнание уцелевших — тоже дело трудное и трагическое). Хотелось бы, чтобы Израиль был преобразован каким-то мирным, безболезненным путем.

Кстати, согласно опросам, с течением времени все больше евреев в Израиле верят в Б-га и соблюдают Тору, целиком или частично, эти показатели постепенно растут. Это еще, конечно, не означает, что времена Машиаха вот-вот наступят, но кто знает, может быть, это первые шаги в данном направлении.

Что же касается перемещения родины евреев в другое, более святое место, то это исключено. По-настоящему святой, согласно Торе, является только Земля Израиля, и никакая другая страна в этом с ней не сравнится. Да, в наши дни святость Земли Израиля частично скрыта, но в конечном итоге она раскроется во всей силе. Да и сейчас эта святость все-таки остается, вне зависимости от формы государственности. И совершенно неясно, кто и на каком основании утверждает, что в какой-то другой стране, будь то Украина, или Россия, или Америка, больше еврейской святости. Если государство Израиль не святое, то чем те лучше?

(Израильская армия, кстати, пусть далеко не святая, все-таки, воюя с теми, кто открыто стремится уничтожить всю ее страну, старается избегать жертв среди мирного населения. Предупреждает жителей домов, которые собирается бомбить, и так далее. Достаточно сравнить это с действиями сторон в Донбассе или в Сирии, в Ираке или Афганистане, чтобы понять, как обстоят дела со «святостью»).

Единственное святое с еврейской точки зрения, что есть в Украине, — это могилы праведников, живших там на протяжении последних веков вплоть до событий 20-го века. Самая известная сегодня — могила раби Нахмана из Бреслава в Умани. Но есть в Европе много могил праведников: и в Польше, и в Литве, и в Германии. И в Израиле тоже есть. Впрочем, не в этом дело.

Даже когда на предыдущих этапах истории еврейская община в Земле Израиля уничтожалась и евреи были вынуждены перемещаться в другую страну — будь то Вавилон, Рим, Европа, Россия, Америка, — все это было не перемещение их родины, а их изгнание с родины. Родина остается в Земле Израиля, которая не прекращает быть святой, это неизменно.

Даже если на каком-то этапе истории евреям становится хорошо в другой стране, и даже если им позволяют быть собой и соблюдать законы своей религии, все равно там они остаются не дома, а в гостях. А если у кого-то возникает чувство, что они дома, то, в конечном счете, их ждет жесткая демонстрация иллюзорности этого чувства.

Такое было в средневековой Испании: сначала ощущение дома и «Золотой век», в конечном счете — инквизиция и изгнание. И в Германии было такое чувство: сначала Просвещение, но в конечном итоге — Холокост. В раннем СССР тоже было подобное чувство, но потом были кампании против «безродных космополитов» и «убийц в белых халатах». Теперь только в Америке остается подобное ощущение дома, евреям там хорошо, но, согласно опыту всех предыдущих «домов», расслабляться не стоит…

Ну, а упомянутая Вами Украина никогда такого ощущения не давала, скорее, наоборот. Погромы казаков Хмельницкого, гайдамаков, погромы в Гражданскую войну и, наконец, Холокост. Бабий Яр и подобные места практически в каждом городе.

Так что еврейским домом, кроме Земли Израиля, не может быть ни одна страна, в лучшем случае — спокойным временным убежищем. Остается лишь молиться за благополучие евреев везде, где они находятся, и за скорое, как можно более мирное восстановление истинного, святого дома для них в Земле Израиля.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)