Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать»Раби Нахман из Бреслава

КУХНЯ, ГДЕ РАБОТАЮТ НЕЕВРЕИ

Отложить Отложено

Заканчивая тему бишулей акум, поговорим о решении проблем, возникающих на кухне, где работают неевреи. Как избежать запрета бишулей акум? Этот вопрос актуален во всех странах, в том числе в Израиле, где за последние годы появилось множество арабов, работающих поварами в гостиницах, ресторанах и кейтерингах.

Правило здесь такое: если в процессе приготовления пищи, помимо нееврея, принял участие еврей, и его помощь была ощутимой, то пища не запрещена. Вопрос только в том, какую помощь считать ощутимой, и как часто бывает, единого мнения среди комментаторов Талмуда не оказалось. Шульхан Арух (יו"ד סי' קי"ב סעיף ט') принял мнение тех комментаторов, которые требовали, чтобы еврей поставил кастрюлю на уже зажженную плиту или в духовку, только после этого разрешали переложить процесс приготовления пищи на нееврея[1]. Таков и сегодня сефардский обычай: если машгиах на кухне включил плиту, а повар-нееврей поставил пищу на огонь, есть ее нельзя[2].

Однако для ашкеназских евреев закон значительно облегчен. Достаточно, чтобы еврей зажег огонь, – тогда все, что будет сварено, считается приготовленным еврейскими руками[3]. Есть эту пищу можно – так постановил РАМА в своих примечаниях к Шульхан Аруху. Основываясь на данном разрешении, во многих ашкеназских общинах принято, что в общественных кухнях еврей (машгиах) рано утром зажигает плиту, а потом весь день ее не выключают. А повар-нееврей, ничтоже сумняшеся, ставит на огонь кастрюли и сковородки. Так написано и в моей книге "Путеводитель по кашруту", в главе, посвященной бишулей акум (кстати, эту главу написал не я, а рав Яаков Типограф). Однако боюсь, что мне придется внести некоторые коррективы.  

Дело в том, что согласно мнению Хахмат-Адам, одного из крупнейших алахических авторитетов 19-ого века, РАМА разрешил пищу, которую поставил на огонь нееврей, только постфактум (бедиавад)[4]. Но изначально полагаться на это разрешение можно исключительно в стесненных обстоятельствах. Таково правило: в стесненных обстоятельствах можно изначально делать то, что разрешается постфактум[5]. Но в обычных условиях не следует полагаться на разрешение РАМА, нужно установить на кухне порядки по Шульхан Аруху, т.е. недостаточно включить плиту; еврей сам должен ставить кастрюлю на уже зажженную плиту или в духовку.

Что делать, если нееврей сам зажег огонь и поставил кастрюлю на плиту? Можно ли что-то исправить, или это – фатальная ошибка? Спасти варящуюся пищу можно: достаточно выключить и опять включить огонь или сделать какое-либо действие, реально помогающее в варке, например основательно перемешать содержимое кастрюли[6]. Впрочем, подобное действие помогает (даже по сефардскому обычаю[7]), если пища не доварена. Однако если она доведена до готовности, то согласно мнению многих авторитетов, дальнейшая варка исправить положение не может, есть только одна возможность спасти положение: надо или обжарить сваренную неевреем пищу, или сварить уже зажаренную[8]. Но спасти сваренное блюдо, заново сварив его, невозможно, даже если в ходе новой варки будут улучшены вкусовые качества; в итоге считается, что такое блюдо сварено неевреем, а значит, оно запрещено[9].

Подобная история случилась в одной из еврейских общин Украины: работники общественной кухни там закупили консервированный салат из баклажан, не подумав, что с ним есть проблема бишулей акум. Когда их ошибка прояснилась, они спросили меня, можно ли исправить дело, сварив этот салат с мясом, так что получится мясное рагу с овощами. Я не знал, что сказать, и посоветовался с одним из ведущих специалистов в области кашрута, равом Ханохом Эрентроем (главой лондонского бейт-дина). Он однозначно сказал мне, что поезд уже уехал, и исправить ничего не дано.

Однако в дальнейшем выяснилось, что не все согласны с этой позицией. Раби Аарон Алеви (רא"ה), крупный комментатор Талмуда 13-ого века писал, что если дополнительная варка улучшит вкусовые качества блюда, его можно спасти[10]. А в наше время рав Вознер в своем сборнике респонс "Шевет Алеви" написал, что на это мнение можно положиться[11]. Так же считает и автор "Хелькат Биньямин": постфактум можно положиться на разрешение раби Аарона Алеви[12]. Иными словами, пищу, которую сварил нееврей, не следует покупать, рассчитывая на то, что ее доварят, улучшая вкус. Но тот, кто по ошибке купил такую пищу, может спасти ее путем дополнительной варки, если она улучшает вкусовые качества.

Таким образом, вопрос о повторной варке – спорный, и на практике каждый должен спросить своего рава. Напомним только, что обжарить сваренную неевреем пищу, или сварить уже зажаренную помогает согласно всем мнениям.

***

А теперь можно вернуться к предыдущей теме – о рыбе горячего копчения. Мы можем прибавить новый аргумент в пользу ее разрешения: даже если нееврей предварительно сварил ее и только потом отправил в коптильную печь, рыбу можно разрешить. Ведь копчение после варки безусловно изменяет качество рыбы, придавая ей неповторимый вкус и аромат – стало быть, постфактум можно положиться на разрешение раби Арона Алеви, согласно которому можно сказать, что разрешенное копчение аннулирует предыдущую запрещенную варку.

 


 

[1]כ"כ הר"ן (טו: ד"ה פת שלש) דדוקא בפת לפי ששגירת התנור היא מלאכה מיוחדת בו אבל בשאר תבשילין לא והכי מוכחא כולה שמעתין דאמרינן שופתת אשה קדרה ואמרינן הניח ישראל בשר ע"ג גחלים ומשמע דהדלקת האש בלחוד לא מהני.

 

[2]נתן ישראל קדרה על האש וסלקה, ובא עובד כוכבים והחזירה, אסור. ואם הניח ישראל ובא גוי וסילק את הקדרה מעל האש והחזירה, כגון שינה מקומה על הכיריים, - פסק בחלקת בנימין שאם המחבת נשאר ב"שטח אש", לא נאסר בדיעבד, אפילו לשיטת המחבר.

 

[3]כתב הרא"ש: "ואפשר שנהגו הראשונים בתחילת הסיקו של תנור שיתן בו ישראל מעט גחלים וקיסם להעלות שלהבת. הלכך אף על פי שהוסיף העובד כוכבים בעצים והסיק ואפה כיון שתחילת הדלקת המדורה נעשית בישראל נקרא כל ההיסק על שמו. והאחרונים ראו והקילו בה בהשלכת קיסם אפילו באחרונה. והרמב"ם ז"ל כתב שאפילו לא זרק ישראל אלא אפילו עץ אחד לתוך התנור התיר כל הפת שבו. שאין הדבר אלא להיות היכר שפת של עובד כוכבים אסורה. ולישנא דגמרא לא משמע הכי. והנח לישראל שיהו שוגגין:

 

[4]ז"ל חכמת אדם (כלל ס"ו סעיף ח'): "בבשול לא מהני אלא מצרכי בשול כגון שהפך הגיס בו הישראל ובלא זה לא היה מתבשל או שיתן הישראל הקדרה על האש אך מפני הדוחק יש לסמוך על המקילין דס"ל דה"ה הדלקת האש או שנפח באש או חתוי בגחלים או השלכת קיסם מהני ויזהר לכתחילה שיראה שיהיה החתוי מועיל לקרב הבישול ובדיעבד אפילו לא הועיל אין כח למחות אפילו אם רק הדליק מאש של ישראל.

 

[5]שעת הדחק כדיעבד דמי.

 

[6]וצ"ע, למה חיתוי מועיל, הרי המחבר בסעיף ח' פסק: "נתן ישראל קדרה על האש וסלקה, ובא עובד כוכבים והחזירה, אסור", וגם הרמ"א שתיק ליה, ש"מ אודויי אודי ליה. ומאי שנא מחיתוי והדלקת האש, דמהני, מנתינת הקדירה ע"י ישראל, שלא הועילה, כאשר הנכרי סילק את הקדירה והחזירה? וצ"ל דשאני התם, שמאז שישראל הדליק תנור או אפילו רק חיתה בגחלים, היא עומדת במקום שיכולה להתבשל שם מכח אותה הדלקה, או חיתוי, משא"כ כאשר קדירה סולקה מן האש ובכך הסתלקה הנחה הראשונה (וה"ה להדלקת אש), והו"ל בישול חדש, כולו של נכרי, ואה"נ, אם אחרי שגוי החזיר את הקדירה, בא ישראל וחיתה, הציל אותה.

 

[7]עיין בספר בין ישראל לנכרי, סימן י' (סד)

 

[8]עיין שו"ת אבני נזר יו"ד סימן ק'

 

[9]עייןהבין ישראל לנכרי סימן י' (פח)

 

[10]ז"ל בבדק הבית על תורת הבית (בית ג שער ז דף צד עמוד ב): "ואיכא מאן דאמר דתחלתו ביד נכרי וסופו ביד ישראל דשריא דוקא בשלא הגיע על ידי נכרי למאכל בן דרוסאי אבל הגיע על ידי נכרי כמאכל בן דרוסאי אסור. ואיכא מאן דאמר דכל שגמרו ביד ישראל מותר ואפילו בנגמר בשולו כל זמן שמצטמק ויפה לו. וכן עיקר, דסתמא קאמר דהניח נכרי והפך בו ישראל מותר ולא יהיב שיעורא הילכך, גמרו ביד ישראל בכדי שיהא בו תיקון התבשיל מותר.

 

[11]ז"ל בשבט הלוי (חלק ב סימן מה): "יראה דעת הרא"ש דדוקא בנתבשל כמאב"ד עכ"פ הוא דשרי, אבל בנתבשל כל צרכו אפילו מצטמק ויפה לו בתוספת בשול ע"י ישראל מ"מ כבר נאסר בבשל כ"צ ע"י גוי, איברא ברא"ה בבדק הבית מפורש ואיכא מ"ד דכל שגמרו ביד ישראל מותר ואפי' בנגמר בשולו כל זמן שמצטמק ויפה לו, א"כ הרא"ה עדיפא מהרא"ש כפשוטו וכו'. היוצא מזה להלכה דלדידן גם אחרי גמר בישול גמור, ולא הוסיף רק מצטמק ויפה לו דמותר כדעת הרא"ה".

 

[12]ונראה לי שבמקרה של סלט חצילים בקופסה אפשר לצרף עוד שלוש סברות להיתר: א) שמא אין שימורים כאלה עולים על שולחן מלכים בזה"ז, ב) סברת הסוברים דנתבשל ע"י קיטור דומה יותן לעישון שאין בו משום בישול גוים, אע"פ שההלכה בזה להחמיר. ג) סברת הסוברים דבנעשה בבתי חרושת אין בהם משום גזרות חתנות דבישולי גוים.


Читайте также: тема Неевреи — народы мира

Теги не заданы