Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Кидуш левана. Специальная молитва освящения луны в период ее «роста».

В начале лунного месяца произносят благословение на серп молодой луны. Говорят его один раз в месяц, стоя под открытым небом, когда серп хорошо виден. Время для благословения наступает не раньше, чем через три дня после новолуния. Конец периода благословения для каждого месяца указан в календарях.

Лучшее время для благословения — исход субботы. После вечерней молитвы, когда евреи идут из синагоги домой, чтобы провести в кругу семьи обряд завершения субботы — авдалу, они задерживаются в миньяне еще на несколько минут для благословения луны. Впрочем, если тучи закрывают луну, благословение откладывают на другой день.

Наши учителя говорили, что луна подобна еврейскому народу. Как луна видна в отраженном солнечном свете, так и евреи проявляются в мире исключительно как народ Торы. Луна меняет свою форму, проходя через ряд изменчивых фаз, — так же и евреи проходят в своем историческом пути через периоды страданий и возрождения, фазы падения и подъема. Год у нас тоже «лунный», поскольку основан на видимом движении луны.

В текст благословения луны входит известная фраза: «Давид мелех Исраэль, хай векаям. Давид, царь Израиля, жив и существует». Талмуд рассказывает, что, когда Йеуда Анаси послал мудреца раву Хию в одну из далеких общин возвестить там о новолунии (чтобы народ не ошибся со сроком наступления праздника), он дал ему пароль с приведенными словами о царе Давиде. Пароль должен был свидетельствовать о благополучном выполнении задания, которое было связано с опасностью, поскольку римские власти жестоко карали евреев за любое выполнение заповедей. Под именем Давида здесь имеется в виду весь еврейский народ, вечно обновляющийся, как луна.


До 40 лет он служил пастухом и не только не изучал Тору, но и не умел читать. Но затем стал великим мудрецом, духовным лидером наставником поколения. Читать дальше

Раби Элиэзер бен Орканос

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Раби Элиэзер Агадоль – один из выдающихся мудрецов Израиля всех времен.

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

От Синая до наших дней. Эпоха Танаев

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.

«Сфират аомер» — счет омера

Рав Исроэль-Меир Лау

В чем состоит предназначение «Сфират аомер»? Что это вообще такое — омер? Что отличает период «Сфират аомер» от прочих времен года?