Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Написано в Торе (книга Дварим 5:12—14): «Соблюдай субботний день в его святости… Шесть дней работай, занимайся своим делом. Но седьмой день — суббота, не занимайся никаким делом». В субботе заложена идея о создании мира Творцом. И в ней же скрыто напоминание о нашем Исходе из Египта. Одна из главных концепций иудаизма — о грядущем мире — также присутствует в субботе, о чем свидетельствуют наши мудрецы, сказавшие: «День субботнего покоя подобен грядущему миру». Суббота — святой день, выделенный из будней с их будничными заботами. Поэтому все заботы в субботу отложены в сторону, запрещены. Остаются только святость и покой.

Под работой, запрещенной в субботу, понимается не просто тяжкий физический труд. Есть тяжелая работа, которая в субботу разрешена, ­например, подвинуть стол; есть легкая, которая запрещена, — например, взять листок и бросить его в огонь. Общее правило: в субботу нельзя создавать ничего нового, — подобно Всевышнему, Который на Седьмой день перестал творить мир.

Законы субботы даны на Синае. Их изложение в Торе идет сразу за описанием устройства Переносного Храма (см. Шмот 35). Из соседства двух тем следует наличие связи между ними. Действительно, в субботу строить Храм нельзя. Т.е. суббота запрещает те виды работ, которые совершались при постройке Храма. Других запретов нет.

Тора перечисляет 39 видов работ, сопровождавших постройку Святилища. Они называются авот млахот, основные работы (от слова ав — отец, основание, источник). В круг этих основных работ входят все их производные — толдот (порождения), вытекающие из них. Например, если основная работа — пахать, то ее производными будут: копать землю, выравнивать ее, подметать в саду и пр.

Об основных запретах мы еще будем говорить. Сейчас перечислим только группы, по которым их можно классифицировать:1) действия, связанные с приготовлением пищи; 2) с письмом; 3) со строительством; 4) с огнем; 5) с завершением работ; 6) с перемещением предметов.


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин