Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Накануне Рош Ходеш принято поститься. И произносят молитвы на «Йом Киппур Катан» («Малый Йом Киппур»), поскольку за это искупаются грехи, совершенные за весь месяц, как во времена Храма они искупаются жертвой Рош Ходеш, о чем мы говорим в молитве Мусаф: «…время искупления для всех поколений его». И пусть во всяком месте поступают так, как там принято.

2. Заповедь требует сделать в Рош Ходеш трапезу большую, чем в обычный день. Если же Рош Ходеш выпал на Шаббат, следует приготовить для трапезы на одно блюдо больше, чем в другие Шаббаты.

3. В Рош Ходеш разрешено выполнять работу. Однако принято, что женщины не работают в Рош Ходеш, и это хороший обычай, и не следует позволять женщинам нарушать его1.

4. Аллель произносят стоя и без перерывов2. И следует постараться произнести Аллель вместе с миньяном. И поэтому, если человек пришел в синагогу незадолго до начала чтения Аллеля, пусть произнесет его вместе с общиной, а после этого молится. Если же он в это время читает Псукей де-Зимра (То есть, от «Благодарите Г-спода…»* до окончания «Песни на море»), пусть также прочтет Аллель вместе с общиной, но не произносит благословений ни в его начале, ни в конце, поскольку благословения перед и после Псукей де-Зимра засчитаются ему и как благословения на Аллель. И так можно сделать именно в Рош Ходеш, когда читают сокращенный Аллель, а также в Холь а-Моэд и в последние дни праздника Песах; но если читают полный Аллель, так поступить нельзя.

Если человек читает Аллель не в миньяне, то, если, кроме него, есть еще двое, пусть произнесет перед ними: «Благодарите Б-га…», чтобы они ответили, поскольку, если он говорит: «Благодарите…», получается, что он обращается как минимум к двоим. (Как произносить Аллель в доме соблюдающего траур, Б-же упаси, будет изложено ниже, в главе 207).

5. После чтения Аллеля произносят Кадиш Шалем, выносят свиток Торы и вызывают к нему четырех человек. Коhен читает три стиха: «И сказал…», «Повели…», «И скажи…»; левит снова читает стих: «И скажи…» и читает следующие два стиха: «Одного ягненка…» и «И десятую часть эйфы…». Простой еврей начинает читать со стиха: «Жертва постоянная…» и продолжает до стиха: «И в Новомесячия ваши…»; четвертый же вызванный начинает читать со стиха: «И в Новомесячия ваши…».

6. В Рош Ходеш запрещено устраивать посты и оплакивания, и в эти дни не произносится отрывок о «справедливости суда» (специальная траурная молитва).

7. Еврей обязан каждый месяц «освящать луну». Луну освящают только в ночное время, когда видно, как луна освещает землю, и когда ее светом можно воспользоваться. Если луна закрыта облаком, освящения луны не делают, кроме как в случае, когда это облако тонкое и неплотное. Если же человек начал произносить благословение «освящения луны», а луна тем временем скрылась за облаком, можно завершить благословение; если же человек, начиная благословение, видит, что он не успеет завершить его до тех пор, пока луна не скрылась за облаком, ему запрещено начинать его.

8. Луну можно освящать, только находясь под небом, но не под крышей. Только в случае, когда на улице невозможно найти чистого места, или при других форс-мажорных обстоятельствах, разрешается освятить луну, находясь под крышей и смотря на нее через окно3.

9. Самый лучший способ выполнения этой заповеди — освятить луну на исходе Шаббата4, когда человек напился ароматного вина и одет в красивые одежды5. Если же исход Шаббата наступит позже, чем через десять дней после обновления луны6, или если есть некоторое опасение, что в эту ночь сделать освящение луны не удастся, — в этом случае не ждут исхода Шаббата.

Заповедь требует освятить луну при большом скоплении народа, поскольку «в скоплении народа — великолепие царя». Но ради собирания народа не следует откладывать освящения луны, поскольку требование исполнить заповедь быстро важнее, чем требование собрать побольше народу7. (И см. выше, глава 60, параграф 7).

10. Не освящают луну, пока не пройдут по меньшей мере три дня после ее обновления. Некоторые же ждут, пока пройдут семь8 дней. Если же исход Шаббата наступил раньше, чем прошли семь дней после обновления луны, не следует откладывать освящение луны, а следует сделать его на исходе Шаббата. И не делают освящения луны после истечения половины месяца, то есть после четырнадцати раз по двадцать четыре часа и еще восемнадцати часов и двадцати двух минут после рождения новой луны9.

11. Не освящают луну до Девятого Ава; и также не делает освящения луны тот, кто соблюдает траур — кроме как в случае, когда его траур не закончится до истечения десяти раз по двадцать четыре часа с момента рождения новой луны — тогда он имеет право освятить луну во время траура10. И не следует освящать луну после поста, пока человек не поел11. И, тем не менее, на исходе Йом Киппур, поскольку тогда выходят из синагоги, радуясь прощению грехов, делают освящение луны немедленно12.

12. Не делают освящения луны ни в Шаббат, ни в Йом-Тов, кроме как в тяжелой ситуации, если на исходе Шаббата уже пройдет время освящения13.

13. Слепому разрешается освящать луну14 .

14. Если луна стала появилась и осветила землю в начале ночи, когда община еще не прочла вечернюю молитву, тогда, если впереди есть еще несколько ночей, когда можно сделать освящение луны, тогда сначала читают вечернюю молитву, а потом освящают луну, поскольку, если перед человеком две заповеди: более часто встречающаяся и более редкая, выполняют сначала более частую; и, кроме того, сначала нужно прочесть «Шма», поскольку это = заповедь непосредственно из Торы. Но, если до истечения времени освящения луны осталось только две или три ночи, в этом случае в этом случае следует принято во внимание опасность того, что луна скроется за облаками. А в дождливый сезон, даже если до истечения времени освящения луны осталось четыре ночи, нужно принято во внимание, что могут появиться тучи, и сделать сначала освящение луны. Если же луна появилась в момент чтения «Шма» и его благословений, то, если времени осталось так мало, что, пока община закончит чтение «Шмонэ Эсрэ», пройдет время освящения луны, разрешается прерваться даже во время чтения благословений «Шма» или во время самого чтения «Шма», чтобы освятить луну. Но все же, если это возможно, следует завершить чтение раздела, чтобы освятить луну в паузе между разделами15. (И см. выше, глава 16, параграф 1).

15. Если в месяц Адар луна не появилась до ночи 14-го Адара, то есть до времени чтения Свитка Эстер, следует сначала освятить луну, а потом читать свиток Эстер. Если же луна показалась во время чтения Свитка Эстер, то, если после окончания чтения останется еще время на освящение луны, не следует прерывать чтение Свитка. Если же к моменту завершения чтения свитка время освящения луны уже пройдет, то, если никто из общины еще не сделал освящения луны, следует прерваться для освящения луны, а после этого завершить чтение Свитка; если же только один человек еще не освящал луну, так что, если он прервется для освящения луны, ему потом придется читать Свиток без миньяна, ему не следует прерываться, поскольку заповедь «сообщить о чуде» (то есть прочесть Свиток Эстер) важнее.



1 Если обычай данного места — не выполнять только отдельные виды работ, следуют этому обычаю.

2 И см. выше, глава 16, законы перерывов при чтении «Шма». Те же законы относятся и к Аллелю. (И вот на какие разделы делится Аллель: «Восхвалите Б-га!..»; «Когда выходил Израиль…»; «Не нам, Г-сподь…»; «Жажду я…»; «Восхвалите Г-спода, все народы…»; «Из теснин…». Некоторые же говорят, что «Из теснин…» не является началом раздела, а раздел начинается с «Благодарите Г-спода…». В дни, когда читают сокращенный Аллель, весь текст Аллеля рассматривается как «между разделами».

* То есть, начиная с завершения благословения перед Псукей де-Зимра.

3 И лучше открыть это окно.

4 Или на исходе Йом-Това.

5 Некоторые же говорят, что следует освящать луну сразу, как только прошли три дня после ее обновления, и тому, кто придерживается этого обычая, есть на кого опереться. Зимой же это — самый лучший вариант.

6 Более точно: если не останется пяти ночей до конца времени, определенного в следующем параграфе.

7 По мнению МБ, ради того, чтобы собрать на освящение луны троих, следует отложить выполнение этой заповеди. Ради же того, чтобы собрать десять человек, не нужно откладывать, особенно зимой. (По некоторым же мнениям, даже ради того, чтобы собрать десять человек, следует отложить освящение луны).

8 Большинство мудрецов последнего времени спорят с этим.

9 Что делать после этого — см. БГ, глава 426.

10 А по мнению МБ, если к моменту завершения его траура еще не пройдет время освящения луны, пусть подождет завершения траура.

11 Если его пост приходится на начало месяца (до 9-го числа), в эту ночь вообще не следует делать освящение луны, кроме как в случае, если в другой день он не сможет собрать столько народу. Если же его пост происходит после 9-го числа месяца, пусть поет и освятит луну (если же, пока он будет есть, собравшиеся разойдутся, видимо, ему следует сделать освящение луны до того, как он поест).

12 См. ниже, глава 130, параграф 6.

13 Если же время пройдет в первый Йом-Тов — мудрецы последнего времени спорят, как поступить.

14 Но лучше ему попросить товарища произнести благословения, а самому ответить: «Амен».

15 И в этом случае следует произнести только само благословение, но не остальные стихи из Торы.