Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какие есть сгулот, чтобы получить хороший приговор на Небесном Суде?

Темы: Раскаяние, Тшува, Рош Ашана, Йом Кипур, Заповеди, Сгула, Рав Яков Шуб, Заслуги, Освящение луны

Отложить Отложено

Расскажите, пожалуйста, какие есть сгулот, чтобы получить хороший приговор на Суде в Рош а-Шана и Йом-Кипур. Не скажу, что я большой праведник, поэтому хотелось бы сделать что-то такое, что точно может гарантировать запись в «Книгу Жизни». Л.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Л.,

Большое спасибо, что снова обратились к нам. Какие сгулот есть для того, чтобы получить хороший приговор на Суде? — Действительно, в период перед Рош а-Шана и Йом-Кипуром в еврейском народе принято вести себя немного по-иному, чем в течение всего года. И это не случайно, ведь если в обычные дни начать приближение к Всевышнему можно только с помощью тяжелой работы, то в эти дни Всевышний Сам пробуждает человека к работе и раскаянию. И как же упустить такую возможность? (Рав Йонатан Эйбешиц, Йаарот Дваш 1).

В еврейских источниках упоминаются, среди прочих, такие обычаи этого периода, как более усердное и строгое выполнение заповедей, выделение больших, чем обычно, сумм на цдаку, более усердная молитва, проверка тфилин и мезузот, подведение годичного бюджета, чтобы отделить десятину, употребление в пищу только еврейского хлеба и т. п.

Естественно, возникает вопрос о причинах такого поведения. Ведь, на первый взгляд, это может выглядеть так, как будто мы, не дай Б-г, хотим обмануть Всевышнего, выдать себя не за тех, кем являемся на самом деле. Зачем перед Йом-Кипуром есть только хлеб, испеченный евреем, если человек знает, что на Суккот он снова будет есть нееврейский хлеб?

Некоторым такое поведение может показаться подобным поведению водителя, который превышает скорость, но дает по тормозам, когда получает сообщение, что впереди находится полицейский. При этом он хорошо понимает, что, как только полицейский останется позади, он снова нажмет на газ и поедет на скорости, превышающей разрешенную.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем разобрать спор мудрецов о том, когда следует делать освящение Луны (Кидуш Левана) в месяце Тишрей. Обычно Кидуш Левана делают в начале месяца. А в месяце Тишрей, говорит Рамо (Орах Хаим 602:1), принято делать Кидуш Левана после Йом-Кипура. Почему? Дело в том, что освящение Луны нужно делать в радости (именно поэтому Луну освящают на исходе субботы, пока мы еще не переоделись в будничную одежду и не утратили субботнего настроения), а в период перед Йом-Кипуром мы в трепете ожидаем приговора Небесного Суда.

Другие мудрецы считают, что, наоборот, Кидуш Левана нужно сделать при первой возможности, в начале месяца, и не нужно ждать Йом-Кипура. Ведь в этот период подсчитываются заповеди и прегрешения человека, и каждая дополнительная заповедь может склонить чашу весов в нужную сторону (Левуш, Орах Хаим 603).

Кроме того, сказано, что тот, кто правильно исполнит заповедь Кидуш Левана, может не опасаться, что умрет в этом месяце. Один из комментаторов книги Левуш, Элия Зута, даже приводит такую историю: одного еврея поймали разбойники и собирались убить. Перед смертью он попросил об исполнении последнего желания. Поскольку было начало месяца, он попросил дать ему возможность выполнить заповедь Кидуш Левана. Начал с большим усердием произносить текст благословения, и, когда дошел до слов: «Подобно тому, как я танцую перед тобой (Луной) и не могу достать тебя, — так пусть и все враги мои не смогут достать меня, чтобы причинить мне вред», когда принято три раза подниматься на цыпочки, подул сильный ветер и унес его оттуда. И так чудесным образом он спасся. Еще один аргумент в пользу того, чтобы сделать Кидуш Левана именно до Йом-Кипура.

Почему же общепринятый обычай — делать Кидуш Левана именно после Йом-Кипура? Ведь, как мы видим, это может быть довольно простым способом хорошо прожить месяц.

Все дело в том, с какой целью человек меняет свое поведение перед Рош а-Шана и Йом-Кипуром. Некоторые относится к этому как к возможности «заработать дополнительные очки» перед Судом. Такое отношение вполне оправдано. Однако, наверное, есть и более глубокий смысл.

Необычное поведение перед Рош а-Шана и Йом-Кипуром, когда человек более старательно выполняет заповеди, берет на себя обязательства, которых у него ранее не было, иными словами, «лезет из кожи», — это не сама цель, это средство. Средство, чтобы заставить себя начать работать над собой, над своими проблемами, и продвигаться. Необычное поведение — это своего рода катализатор, которые помогает сделать тшуву и начать работать над собой, как бы это ни было тяжело.

Это одна из причин, по которой не принято делать Кидуш Левана до Йом-Кипура. Мудрецы не хотели, чтобы мы искали легких обходных путей. Они не хотели, чтобы человек направил свои усилия на поиск сгулот, помогающих заработать оправдательный приговор в Рош а-Шана, при этом пальцем о палец не ударив в работе над собой. Они хотели, чтобы человек принял вызов, посмотрел в лицо своим проблемам и начал меняться в лучшую сторону.

Поэтому время перед Рош а-Шана и Йом-Кипуром — это время самоанализа, подведения итогов года, время понять свои сильные и слабые стороны, время выработать на следующий год программу, которая поможет нам подняться на более высокий духовный уровень. В соответствии с этой программой на Суде будет решаться, есть ли смысл дать нам еще один шанс в следующем году. А для того, чтобы пробудить себя к этому, нужно создать определенную атмосферу — с помощью более тщательного и строгого выполнения заповедей, выделения больших, чем обычно, сумм на цдаку, употребления в пищу только еврейского хлеба и т.п.

Пусть Всевышний поможет нам найти правильный путь в нашей духовной работе.

Ктива ве-хатима това (да будете Вы записаны на счастливый год в Книге Жизни, и пусть запись эта будет скреплена печатью).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше