Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Йегуда: исполнение заповеди о цдаке приближает Освобождение.»Талмуд, трактат «Бава батра», 10а
Тема

Кидуш левана — Освящение луны

Кидуш левана — Освящение луны — специальное благословение на серп молодой луны, которое говорят в начале лунного месяца.

Оглавление

Освящение луны [↑]

Кидуш левана — Освящение луны — специальная молитва освящения луны в период ее «роста».

Благословение на серп молодой луны произносят в начале лунного месяца.

Говорят его один раз в месяц, стоя под открытым небом, когда серп хорошо виден.

Время для благословения наступает не раньше, чем через три дня после новолуния. Конец периода благословения для каждого месяца указан в календарях.

Лучшее время для благословения — исход субботы. Впрочем, если тучи закрывают луну, благословение откладывают на другой день.

Наши учителя говорили, что луна подобна еврейскому народу. Как луна видна в отраженном солнечном свете, так и евреи проявляются в мире исключительно как народ Торы. Луна меняет свою форму, проходя через ряд изменчивых фаз, — так же и евреи проходят в своем историческом пути через периоды страданий и возрождения, фазы падения и подъема. Год у нас тоже «лунный», поскольку основан на видимом движении луны.

В текст благословения луны входит известная фраза: «Давид мелех Исраэль, хай векаям» — «Давид, царь Израиля, жив и существует».

Освящение луны — встреча Шхины (Б-жественного присутствия) [↑]

Сказали наши мудрецы (Сангедрин, 42): «Тот, кто своевременно благословляет наступление нового месяца, подобен принимающему у себя Шхину».

Но какое отношение имеет освящение новой луны к присутствию Шхины?

Вот как отвечают мудрецы Талмуда на этот вопрос (Шабат, 86):

«Когда Израиль пришел в пустыню Синай, чтобы встретить Шхину, было начало месяца. Ибо сказано: “В этот день пришли они в пустыню Синай”.

И о новомесячье [см. на сайте тему Рош Ходеш] тоже сказано: “…этот месяц вам…” Отсюда мы видим, что освящение новой луны напоминает о явлении Шхины, о Б-жественном присутствии, которого сыны Израиля впервые удостоились в Рош Ходеш».

Великий законоучитель Маарша писал:

«Находясь в изгнании, мы лишены возможности принять Шхину в Иерусалиме, но не перестаем мечтать об этом.

Наблюдая молодой месяц в час его обновления, мы всякий раз вспоминаем обещание, данное нам Вс-вышним, о том, что и мы тоже будем “обновлены” и вновь удостоимся лицезреть Шхину, как сказано: “Того, кто намеревался исполнить заповедь, но по не зависящим от него причинам не сумел это сделать, Вс-вышний считает [как бы] исполнившим ее”.

И вот, когда мы выходим из дома, чтобы благословить новую луну, в наших сердцах пробуждается мечта о собственном обновлении, о возвращении к истоку святости — Храму, обители Шхины. Тогда, согласно сказанному в Торе, мы как бы удостаиваемся принять ее уже сегодня».

А в книге Сефер Галвуш написано: «Глядя на постоянно меняющуюся луну, мы воочию видим деяния Вс-вышнего и Его мощь… Это подобно тому, как если бы один раз в месяц мы удостаивались видеть лик самой Шхины. Обновление луны связано со Шхиной».

Мудрецы добавили, немного приоткрыв тайну Шхины, что Шхина — не что иное, как раскрытие Славы Вс-вышнего в человеческих поступках и явлениях природы, как сказано в Торе: «И Шхина Моя — в них», т.е. в их делах. И хотя, на первый взгляд, человек ведет вполне естественный образ жизни, на всех его делах почивает Шхина. Каким образом? Потому что он знает, что все, что у него есть — от Вс-вышнего.

Но если человек, не дай Б-г, считает, что все это завоевано им самим благодаря его таланту и трудолюбию или же является следствием благоприятного влияния небесных светил, то тем самым он как бы сбрасывает со своих плеч Шхину.

Поэтому, когда сыны Израиля выходят благословить Вс-вышнего за то, что по Его воле обновляется луна, они тем самым свидетельствуют от имени всего, сотворенного Им, что явления природы и деяния человеческих рук — лишь реализация Его воли, и во всем мире нет ничего, кроме Него. Свидетельствуя об этом, они удостаиваются явления Шхины.

Благословение, которым освящается молодой месяц, называется Кидуш Левана — освящение луны. Хотя в нем сказано «…Обновляющий месяцы», а не «…Освящающий месяцы», Кидуш Левана все же называют освящением — в память об освящении новомесячий бейт-дином. Сефардские евреи называют его просто «благословением луны».

Как «встречать Шхину» [↑]

Поскольку благословение месяца связано с раскрытием лика Шхины, его следует произносить стоя.

Месяц благословляют, надев праздничные одежды, при стечении народа — так, как народ обычно приветствует своего царя.

Сказано в трактате «Софрим», 20: «Новый месяц благословляют на исходе Субботы, когда он ясно виден. При этом надевают нарядные одежды, устремляют взор на луну, встают во весь рост — и благословляют».

Луну не благословляют, пока не пройдут три полных дня после новолуния.

Т.о., согласно Алахе, луну нужно благословлять не раньше третьего и не не позже десятого числа нового месяца, лучше всего — на исходе субботы.

По некоторым источникам, должна пройти по крайней мере неделя. И самый крайний срок благословения — астрономическая середина месяца, иными словами, половина срока от новолуния до новолуния. Тот, кто не успел благословить луну до середины месяца, уже не сможет это сделать.

Хотя и принято благословлять луну на исходе субботы, многие делают это раньше, следуя принципу «усердные спешат навстречу заповедям».

Также и зимой исхода субботы обычно не ждут, опасаясь, что из-за туч луны не будет видно.

В месяце Сиван благословляют луну на исходе праздника Шавуот, чтобы присоединить исполнение этой заповеди к праздничному веселью.

Тому, кто освящает луну в будни, следует, тем не менее, облачиться в нарядные одежды и очиститься духом и сердцем, поскольку он исполняет заповедь, связанную с раскрытием лика Шхины.

В месяце Ав благословляют луну лишь на исходе поста 9-го Ава — из-за скорби, которой наполнено начало месяца.

В месяце Тишрей благословляют луну лишь на исходе Йом Кипура, после окончания поста, тотчас по выходе из синагоги, еще не отведав пищи.

У многих сефардских евреев принято благословлять луну еще до наступления Йом Кипура, с тем, чтобы, выполнив эту заповедь, увеличить число своих заслуг к дню Суда.

В месяце Ав ни благословляют луну на исходе девятого Ава, отведав перед этим какой-нибудь пищи, а не сразу по окончании поста, как ашкеназские евреи.

Некоторые законоучители считают, что не следует медлить с благословением луны до Йом Кипура и 9-го Ава, поскольку принцип «усердные спешат навстречу заповедям» важнее и предпочтительнее. Таково, например, мнение Агро (Виленского гаона раби Элиягу), которому следуют во многих иерусалимских синагогах.

Заповедь благословения луны стараются исполнять в миньяне, то есть при участии не менее десяти взрослых евреев-мужчин, как сказано: «Величие Царя — в многочисленности народа».

Ее нельзя исполнить дома, под крышей, глядя на луну в окно или через открытую дверь. Необходимо выйти на улицу, как делают слуги, спешащие навстречу царю.

Обычно, когда евреи после вечерней молитвы в субботу идут из синагоги домой, чтобы провести в кругу семьи обряд завершения субботы — авдалу, они задерживаются в миньяне (например, у выхода из синагоги) еще на несколько минут для благословения луны.

Но если человеку трудно выйти на улицу, он может остаться дома. Главное — открыть окно или дверь, через которые видно луну. Однако и это не обязательно: если оконное стекло чистое и прозрачное, а из-за холода или по другим причинам ему трудно открыть окно, можно благословить луну, смотря на нее через стекло.

Хотя обычно луну не благословляют в вечер, когда наступает суббота или праздник, это необходимо сделать, если назавтра будет уже поздно.

Женщины не благословляют луну.

Освящая луну, достаточно взглянуть на нее всего один раз, произнося благословение. Мы должны помнить, что благословляем не саму луну, а ее Создателя.

Произносить благословение нужно выпрямившись, стоя так, как стоят перед учителем или другим уважаемым человеком.

В некоторых общинах принято петь и танцевать, закончив благословение.

Порядок благословения луны [↑]

Вот как благословляют луну.

Читают 148 Псалом — «Славьте Г-спода с небес…» — с начала и до шестого стиха — «Установил их на веки вечные, дал им непреходящие законы».

В этих стихах упоминаются солнце и луна, Небеса и Небеса Небес — все, что Вс-вышний сотворил на небосводе. Их перечисление прославляет Творца. В остальных стихах этого псалма говорится о том, что Вс-вышний сотворил на земле, и к благословению луны не относится.

После этого произносят само благословение — в точности так, как его сформулировали мудрецы.

Смысл этого благословения — хвала Вс-вышнему, сотворившему Небеса и мудро расположившего на них небесное воинство, так что роль каждого светила всегда останется постоянной. Ни одно из них не изменится вовек, кроме луны, которой Он заповедал вечно обновляться. В этом — особый знак для сынов Израиля.

Иными словами, хотя Израиль переживает взлеты и падения, его надежда всегда жива. Новолуния — венец Израиля, его корона, ибо обновление луны свидетельствует: упав, Израиль вновь поднимется, придет день, когда и он обновится.

И так же, как теперь собираются сыны Израиля, чтобы благословить Вс-вышнего, Создателя Небес, так соберутся народы мира, чтобы благословить Его за обновление Израиля. Тогда проявится и станет ясным каждому Его могущество. Да будет благословен Вс-вышний, обновляющий месяцы!

После благословения восклицают трижды: «Благословен Замысливший тебя, благословен Создавший тебя, благословен Обретший тебя, благословен Сотворивший тебя!»

Начальные буквы этих четырех слов (на иврите) составляют имя «Яаков». Дело в том, что в Торе Яаков назван «младшим братом», и сыновья его отсчитывают месяцы по луне — «меньшему светилу».

Затем произносят отрывок «Подобно тому, как я пляшу перед Тобой…»

«Подобно тому, как мы танцуем перед Вс-вышним, но не можем коснуться Его, так не смогут коснуться нас народы мира. Напротив — они будут радоваться вместе с нами, ибо лишь Израиль наделен подлинной святостью, и только среди Израиля пребывает Вс-вышний».

Затем произносят: «Да овладеют ими ужас и страх перед Тобой, и да онемеют они как камень».

Эти слова повторяют шесть раз — трижды в обычном и трижды в обратном порядке. Соответственно, их можно истолковывать двояко. Иногда Вс-вышний являет миру Свою мощь, и вследствие этого сокрушается могущество злодеев. А иногда бывает наоборот: погибают злодеи, и это вновь доказывает нам, что только Он правит в мире.

Затем восклицают трижды: «Давид, царь Израиля, живет и существует!» Ведь обновление луны свидетельствует о грядущем обновлении царства Давида. Ибо хотя на протяжении пятнадцати поколений — от Рехавама до Цидкияу — дом Давида клонился к упадку, и в конце концов его царство погибло, оно исчезло не навсегда.

Подобно луне, которая в течение пятнадцати дней уменьшается и скрывается совсем, а затем снова возрождается и сияет с небес, Давид, царь Израиля, живет и существует — престол его никогда не будет уничтожен на веки вечные.

Вот еще один намек, говорящий о связи между новомесячьем и царством дома Давида: гематрия слов «Рош Ходеш» равна гематрии слов «Давид, царь Израиля, живет и существует» [что такое гематрия — читайте в теме «Гематрия и нумерология»].

Престол Давида назван в ТаНаХе престолом мира, как сказано (Йешайя, 9): «…Для умножения могущества и вечного мира на престоле Давида…» Поэтому мы благословляем друг друга пожеланием мира, молясь о восстановлении дома Давида.

Талмуд рассказывает, что, когда раби Йеуда Анаси послал мудреца раби Хию в одну из далеких общин возвестить там о новолунии (чтобы народ не ошибся со сроком наступления праздника), он дал ему пароль с приведенными словами о царе Давиде. Пароль должен был свидетельствовать о благополучном выполнении задания, которое было связано с опасностью, поскольку римские власти жестоко карали евреев за любое выполнение заповедей. Под именем Давида здесь имеется в виду весь еврейский народ, вечно обновляющийся, как луна.

Затем евреи обращаются друг к другу со словами «Шалом алейхем!» («Мир вам!»), повторяя их трижды, и отвечают друг другу: «Алейхем шалом!». («И вам мир!»).

Ибо спасение, которое Вс-вышний возвещает Израилю, невозможно без мира, как сказано (Йешайя, 52): «Провозглашающий мир… возвещает спасение».

Затем произносят стихи [«Песни Песней»] «Голос Возлюбленного моего! Вот Он идет…», чтобы укрепить в сердце веру в приход Машиаха, уже стоящего у нашего порога.

Заканчивают чтением псалмов и изречением, принадлежащим школе рабби Ишмаэля: «Если бы сыны Израиля удостоились только одного — возможности приветствовать своего Небесного Отца один раз в месяц — этого было бы для них достаточно…»

После этого произносят шестьдесят седьмой псалом Ламенацеах бингинот — это молитва о спасении Израиля и всего мира.

Благочестивые и добродетельные люди во время освящения луны встряхивают углы своих талитов, к которым привязаны кисти цицит, чтобы «стряхнуть оболочку зла». Обычай этот восходит к великому Ари (раби Ицхаку Лурия), крупнейшему каббалисту, жившему в XVI веке, и в нем заключается глубокая тайна.

Затем они расходятся по домам в праздничном, приподнятом настроении — так, как если бы удостоились встретить Шхину. Написано в наших священных книгах: тот, кто освятил луну, может не бояться, что он умрет внезапной смертью в этом месяце.

Все символы и намеки, сопровождающие благословение луны, сходны с символами Рош Ашана (еврейским новым годом), ибо новомесячье — это как бы «малый новый год». Поэтому при благословении молодого месяца соблюдаются некоторые из обычаев Рош Ашана.

Выводить материалы