Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Отец небесный! У меня только одна просьба: не допусти меня воспользоваться разумом против истины»Раби Михл из Злочева

Когда точно надо делать «Освящение Луны»? Никак не могу разобраться…

Темы: Рош Ходеш, Еврейский календарь, Мендель Агранович, Кидуш левана

Отложить Отложено

Когда надо в точности делать Кидуш Левана? А то я никак не могу разобраться :) Заранее благодарен! Э.

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемый Э.,

Отвечаю на Ваш вопрос (на основании Мишна Брура 426):

Делать Кидуш Левана («Освящение Луны») можно не раньше третьего дня нового месяца. Рав Йосеф Каро пишет: не следует произносить это благословение, пока не пройдут семь дней. Но Мишна Брура сообщает, что большинство мудрецов последних поколений спорят с этим мнением и считают, что после полных трех суток от молада («зарождения») новой Луны можно благословлять и не следует откладывать выполнение заповеди. Тем более — зимой или осенью, когда может быть нескольких дождливых или облачных дней подряд и можно упустить возможность выполнить заповедь.

Поскольку речь зашла о благословении Луны, думаю, будет уместно привести еще несколько связанных с этим законов.

1. Кидуш Левана делают только ночью — когда светит Луна и мы получаем удовольствие от ее света.

2. Если Луна скрыта облаком:

а. Если облачко легкое, Луну через него видно и человек получает удовольствие от ее света, то можно произносить благословение.

б. Если облако большое и прикрывает спутник Земли, благословение придется отложить.

г. Если облака были принесены ветром в то время, когда человек произносил благословение, можно закончить благословение.

д. Если человек видит, что не успеет сказать благословение, т.к. облака движутся и закроют Луну, — не нужно начинать.

е. Мишна Брура пишет, что с точки зрения закона нет различия между облаком и какой-либо другой преградой, например, оконным стеклом. Но полагает, что условием получения удовольствия (пользы) от света Луны является, например, возможность различать предметы даже в комнате благодаря лунному свету. Мишна Брура советует также изначально открыть окно, если приходится делать Биркат Левана из дома. Изначально следует произносить Кидуш Левана под открытым небом.

3. Стоит изначально произносить благословение на Луну на исходе субботы или праздника — из уважения к заповеди, поскольку в это время все празднично одеты (Мишна Брура 426:5). Рамо предупреждает: не стоит ждать до исхода субботы, если это будет позже 10-го числа месяца. Из того же опасения — что будет несколько облачных дней и мы потеряем заповедь вообще.

4. Не произносят благословение на Луну перед 9 ава, а также после него и других постов.

5. Мишна Брура приводит спор по поводу Йом-Кипура: с одной стороны, мы боимся надвигающегося Суда и недостаточно радостны. А с другой стороны, заслуга выполнения даже одной заповеди может склонить «весы» на предстоящем Суде в сторону милосердия.

После Йом Кипура по всем мнениям благословляют новую Луну.

6. Произносить благословение на Луну можно до 16-го дня после ее зарождения. 16-ый день не включается (мнение Шульхан Аруха — рав Йосеф Каро).

Имеется в виду момент зарождения Луны в соответствии с таблицей.

По мнению Рамо, нельзя произносить это благословение по истечении половины среднего лунного месяца. Как известно, средняя продолжительность еврейского лунного месяца — 29 дней, 12 часов и 793/1080 долей или секунд (это средняя продолжительность месяца, если взять лунный год и поделить его на 12). Эту величину наши мудрецы получили по Традиции от Моше Рабейну. Который, в свою очередь, получил ее, как и всю Тору, от Всевышнего. Измерения НАСА показали это значение только перед полетом на Луну.

Если наступил 16-ый день или прошла половина среднего месяца, можно прочитать отрывок из Талмуда, говорящий об этой заповеди.

7. Важно понимать, что, благословляя Луну, мы благословляем величие Творца, но ни в коем случае не молимся самому небесному светилу. Именно поэтому принято заканчивать благословение Луны молитвой Алейну лешабеах («На нас возложено прославлять Всевышнего»). Это подчеркивает, что мы не молимся и не служим никому, кроме Единого Б-га.

8. Изначально лучше произносить это благословение вместе с девятью евреями (в миньяне). Но не стоит ждать, если есть, по крайней мере, трое, а чтобы не упустить возможность выполнить эту заповедь, можно произнести и одному.

С уважением, Мендель Агранович

Материалы по теме


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше