Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему сейчас второе число месяца Тишрей никогда не выпадает на субботу?

Темы: Рош Ашана, Адам, Еврейский календарь, Новый год, Рав Бенцион Зильбер, Благословение луны

Отложить Отложено

Всем Шана Това (хорошего года). Вопрос: Всевышний создал человека на шестой день творения, то есть 1-го Тишрея в йом шиши (пятницу). Значит, 2-е Тишрея должно быть субботой. Почему сейчас 2-е Тишрея никогда не выпадает на субботу? Спасибо. N.

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый N.!

Мир был сотворен в йом ришон, 25 элуля, а первого тишрея, когда был сотворен первый человек, был йом шиши — пятница, как Вы верно заметили.

Когда бейт-дин устанавливал рош ходеш согласно показаниям свидетелей, которые видели Луну, то 1 Тишрея могло выпасть на любой день недели.

Но, когда последний бейт-дин установил календарь для последующих поколений, он взял за правило «ло а-д-у рош». Т.е. Рош а-Шана не выпадает ни на воскресенье, ни на среду, ни на пятницу.

Почему? Если Рош а-Шана (1 Тишрея) выпадает на среду, то, соответственно, Йом-Кипур (10 Тишрея) выпадает на пятницу. А если Рош а-Шана выпадает на пятницу, то Йом-Кипур выпадает на воскресенье. Получается, идут подряд два дня, святость которых очень велика — суббота и Йом-Кипур. По закону в праздник можно хоронить умершего по определенным в Законе правилам, а в субботу и в Йом-Кипур — нельзя. А здесь могут возникнуть практические трудности: если, не дай Б-г, кто-то умрет накануне субботы, его нельзя будет похоронить в течение двух дней, а это — неуважение к умершему.

А если Рош а-Шана выпадет на воскресенье, то Ошана Раба выпадет на субботу, и тогда невозможно будет брать в руки араву (ошанот), а это очень важный обычай.

Во время сотворения мира всех этих правил — на какие дни недели не должно выпадать 1 Тишрея, Рош а-Шана — не было.

Гмар хатима това.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).