Темы: Рош Ашана, Еврейский календарь, Новый год, Рав Бенцион Зильбер, Благословение луны, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВсем Шана Това (хорошего года). Вопрос: Всевышний создал человека на шестой день творения, то есть 1-го Тишрея в йом шиши (пятницу). Значит, 2-е Тишрея должно быть субботой. Почему сейчас 2-е Тишрея никогда не выпадает на субботу? Спасибо. N.
Уважаемый N.!
Мир был сотворен в йом ришон, 25 элуля, а первого тишрея, когда был сотворен первый человек, был йом шиши — пятница, как Вы верно заметили.
Когда бейт-дин устанавливал рош ходеш согласно показаниям свидетелей, которые видели Луну, то 1 Тишрея могло выпасть на любой день недели.
Но, когда последний бейт-дин установил календарь для последующих поколений, он взял за правило «ло а-д-у рош». Т.е. Рош а-Шана не выпадает ни на воскресенье, ни на среду, ни на пятницу.
Почему? Если Рош а-Шана (1 Тишрея) выпадает на среду, то, соответственно, Йом-Кипур (10 Тишрея) выпадает на пятницу. А если Рош а-Шана выпадает на пятницу, то Йом-Кипур выпадает на воскресенье. Получается, идут подряд два дня, святость которых очень велика — суббота и Йом-Кипур. По закону в праздник можно хоронить умершего по определенным в Законе правилам, а в субботу и в Йом-Кипур — нельзя. А здесь могут возникнуть практические трудности: если, не дай Б-г, кто-то умрет накануне субботы, его нельзя будет похоронить в течение двух дней, а это — неуважение к умершему.
А если Рош а-Шана выпадет на воскресенье, то Ошана Раба выпадет на субботу, и тогда невозможно будет брать в руки араву (ошанот), а это очень важный обычай.
Во время сотворения мира всех этих правил — на какие дни недели не должно выпадать 1 Тишрея, Рош а-Шана — не было.
Гмар хатима това.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Обзор по теме Месяц Тишрей
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Берл Набутовский
Когда все красиво одеты?
Рав Калев Крелин
В последнее время предпринимаются попытки «откашеровать» Новый год и подвести под него талмудическую базу. Это лишнее и вредное явление. Самой своей сутью еврейские праздничные даты отличаются от нееврейских.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Яков Шуб
Можно ли произносить имя человека, которого обожествили?
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Канун Рош аШана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ