Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыд — (достаточная) причина, чтобы стать счастливым»Раби Менахем бар Зерах
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Берешит

Содержание раздела

»Берешит бара Элоким эт, а-шамаим ве-эта-арец». Вначале Б-г сотворил из «ничего» всю вселенную со всеми её параметрами и атрибутами, включая время. Процесс Творения продолжался шесть дней. В седьмой день Б-г «отдыхал», создав духовную сферу под названием »Шабат», которая возвращается к нам раз в неделю. В канун первого Шабата на свет появились первые люди — Адам и Хава. Б-г поместил их в сад Эден. 

По наущению Змея и вопреки категоричному запрету Творца Хава отведала запретный плод от «Древа познания Добра и Зла» и дала попробовать этот плод Адаму. Впитав в себя таким образом «грех», Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю Эдена. Б-г изгоняет их из «райского сада» и меняет человеческую природу. В мир приходят смерть и тяжкий труд (физический и духовный), родовые муки. Начинается извечная борьба за исправление греха Адама и Хавы, ставшая главным стержнем развития мировой истории. 

Каин и Эвель, первые дети Адама и Хавы, принесли дары Б-гу: Каин — «из плодов земли», Эвель — «из первенцев своих овец и из тех, что получше». Всевышний принимает дар Эвеля и отвергает приношение Каина. Раздосадованный Каин убивает Эвеля в ходе семейного спора и за это приговаривается Б-гом к вечным скитаниям. 

Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и потомства Адама и Хавы по линии их третьего сына Шета — до рождения Ноаха. После смерти Шета человечество нравственно деградирует. Б-г «сожалеет», что создал людей и решает уничтожть их потопом, сохранив единственного праведника в том поколении — Ноаха.

Тьму не разгоняют палкой

В грандиозной картине Сотворения мира, описанной в сегодняшнем разделе, много загадочных, мистических деталей. «…Тьма покрывала бездну… Сказал Б-г: „Да будет свет!“ и возник свет»(1:2,3).

Хафец Хаим (выдающийся лидер религиозного еврейства конца XIX — начала XX века) писал, что рассеять «бездну» тьмы можно даже небольшим количеством света. Войдя в темный дом, вы не станете размахивать топором, чтобы разогнать мрак: никакие самые грозные и эффективные орудия труда и войны не помогут в этом. Единственный способ избавиться от тьмы — включить свет, хотя бы карманный фонарик, хотя бы зажечь спичку.

Ибо, в отличие от света, всегда имеющего физический источник, тьма неосязаема, нематериальна — это всего лишь вакуум. Поэтому с ней надо не бороться, а просто заполнить пустоту светом, который является противоположностью тьмы, специально созданной Б-гом для этой цели — чтобы вытеснять мрак.

Здесь напрашивается прямая аналогия с Торой. Тора — это тоже свет, только не физический, а духовный, которому противостоит «тьма», силы зла. Подобно физической тьме, силы зла неосязаемы и с ними невозможно бороться конвенциональным оружием. Они представляют собой духовный вакуум, который можно лишь заполнить светом Торы, созданной специально для освещения и возвышения нашего мира, как сказано в талмудическом трактате Кидушин: «Я создал йецер, а-ра (побуждение к злу, мировое зло), — сказал Б-г, — и Я же создал Тору как противоядие от него».

В практическом смысле это значит, что если человек хочет одолеть свои низменные страсти, тягу к пороку, избавиться от плохих черт характера, ему нет смысла объявлять войну самому себе, искать лобового столкновения со своим йецер, а-ра. Здесь требуется иная, гораздо более эффективная стратегия: ему следует заняться изучением Торы. Чем больше он занимается Торой, чем больше стремится выполнять её законы, тем больше духовного света он излучает и тем больше тьмы вытесняет из своей души.

Побороть проклятье

Все участники первого греха получили от Б-га индивидуальные проклятия на вечные времена. Змею-искусителю Он сказал: «Проклят ты более всякого скота и всякого дикого зверя! На брюхе своем ты будешь ползать (прежде змей имел ноги и был прямоходящим животным), и прах будешь есть все дни твоей жизни. И вражду положу между тобою и женщиной, и между потомством твоим и её потомством: они будут разбивать вам голову, а вы будете язвить им пятку» (3:14,15).

Хаве Б-г обещал: «Умножу страдание твое… в муках будешь рожать детей, но к мужу твоему страсть твоя, а он — будет властвовать тобою» (3:16), а Адама Он обрек на тяжкий, порой каторжный труд и бесславную смерть: «В поте лица своего ты будешь есть хлеб — пока не вернешься в землю, ибо прах ты (слово адам, человек — производное от адама, земля), и в прах ты вернешься» (3:19).

Рассказывают такую историю. У одной богатой женщины украли кредитную карточку, записанную на имя её мужа. Вор начал активно пользоваться карточкой, покупая товары на большие суммы и с удивлением убеждаясь, что кредитная компания не спешит отменять её. Шли месяцы, вор богател, пока однажды его не поймали на другом преступлении.

Во время обыска у него нашли краденую карточку и передали её в кредитную компанию. Дирекция компании, в свою очередь, связалась с владельцем карточки и спросила его: «Почему вы не сообщили о краже нам или в полицию?»

Владелец ответил: «Я решил не сообщать о краже, когда убедился, что вор тратит по моей кредитной карточке гораздо меньше денег, чем тратила моя жена».

В Талмуде (трактат Бава мециа 59а) сказано: если муж почитает свою жену, это хорошо сказывается на его финансовом состоянии — он богатеет.

Но какая здесь связь? По логике вещей должно быть наоборот. Если ты «почитаешь» жену с помощью своей кредитной карточки, стремишься удовлетворить её материальные капризы, денежные накопления на твоем банковском счету вряд ли от этого возрастут.

Но у Б-га своя логика. Он вознаграждает и карает нас по строгому, но справедливому принципу «мера за меру». Почитая жену, оказывая ей знаки внимания, стремясь удовлетворять её запросы, ставя её интересы выше своих, мужчина смягчает проклятие, которое жена получила после греха Адама и Хавы: «Он будет властвовать тобою».

С позиции Торы власть мужчины над женщиной — это проклятие, которое следует всячески преуменьшать, несмотря на то, что оно провозглашено Самим Б-гом. Ведь никто не ходит босиком по лесу, где водятся змеи, чтобы помочь змее выполнить сказанное — «язвить им (т.е. нам) пятку». Так и муж должен по возможности не допускать ситуаций, при которых он реализует проклятие о своем «всевластии» над женой, переданное ей по наследству от Хавы.

Поэтому, когда муж облегчает бремя женского проклятия, отказываясь от роли семейного деспота, Б-г в ответ уменьшает его наказание: «В поте лица своего ты будешь есть хлеб». Такому мужчине не придется гнуть спину, тяжко трудиться, проливать много пота для добычи пропитания. Деньги будут сами «липнуть» к его рукам. И расходы по кредитной карточке, которой пользуется его жена, не доставят ему беспокойства.

Публикуется с разрешения издательства »Швут Ами»


Творец открыл Аврааму: все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками. Данная статья посвящена основным вехам его биографии и самой личности праотца Авраама. Читать дальше

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.