Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

БОГ ГОВОРИЛ С МОШЕ И ААРОНОМ, И СКАЗАЛ: КОГДА ВОЗНИКНЕТ У ЧЕЛОВЕКА НА КОЖЕ ТЕЛА ОПУХОЛЬ, ЛИШАЙ ИЛИ ПЯТНО И БУДЕТ [выглядеть] КАК ЯЗВА ПРОКАЗЫ [цараат], ПУСТЬ ПРИВЕДУТ ЕГО К ААРОНУ СВЯЩЕННИКУ ИЛИ К ОДНОМУ ИЗ ЕГО СЫНОВЕЙ СВЯЩЕННИКОВ (Ваикра, 13:1, 2)

Весь раздел Тазриа учит, как следить за своим языком. Рамбам пишет, что болезнь цараат была сверхъестественной болезнью, посылаемой свыше, в наказание за лашон ара. Многие комментаторы указывают, что цараат не являлась «проказой» — как обычно переводят это слово.

ПУСТЬ ПРИВЕДEТ ЕГО К ААРОНУ СВЯЩЕННИКУ ИЛИ К ОДНОМУ ИЗ ЕГО СЫНОВЕЙ СВЯЩЕННИКОВ (Ваикра, 13:2)

Магид из Дубно объяснял, что многие говорят лашонара, не сознавая силу слов. И часто заявляют: «Я же ему ничего не сделал, только сказал несколько слов».

Слова могут разрушать и уничтожать. Погубить репутацию, поссорить друзей, подорвать процветающий бизнес. Поэтому мы должны пользоваться словами осторожно, как опасным веществом.

Мецора, пораженный цараат за то, что говорил лашон ара, получает урок о том, как важно даже одно слово. Он должен пойти к священнику, чтобы тот сказал ему мецора он или нет. Одно слово священника: мецора — «Не чист!», и его изолируют от общества. И не будет больше мецора недооценивать разрушительную силу слов (Оѓель Яаков, Мецора).

ПРОКАЖЕННЫЙ, У КОТОРОГО НЕГА [проказа], — ПУСТЬ ОДЕЖДА ЕГО БУДЕТ РАЗОРВАНА, ВОЛОСЫ НА ГОЛОВЕ НЕОСТРИЖЕНЫ, ПОКРОЕТ ГОЛОВУ ДО ГУБ И КРИЧИТ: НЕЧИСТ! НЕЧИСТ! (Ваикра, 13:45)

Хафец Хаим объясняет, что он должен разорвать на себе одежду и не стричься, чтобы научиться скромности. Цараат — наказание за лашон ара. Когда человек считает себя лучше, выше других, он позволяет себе говорить о других плохо. А если сознает свои слабости и плохие поступки, не станет осуждать других. Его несчастье, посланная ему болезнь, научит его не смотреть на других свысока (Шмират алашон).

И БУДЕТ КРИЧАТЬ: «НЕЧИСТ! НЕЧИСТ!» (Ваикра 13:45)

Талмуд говорит, что прокаженный кричит «Нечист, нечист!», чтобы окружающие знали о его болезни и могли помолиться о его выздоровлении. Талмуд добавляет, что это относится ко всем, кто страдает. Они должны оповестить о своей беде, и люди будут молиться, чтобы Бог его простил (Сота).

Услышав, что кто-то страдает, мы должны молиться о нем, даже если нас не просили.

Хафец Хаим пишет, что этот принцип специфически упомянут в отношении мецоры. Зоѓар разъясняет, что молитвы того, кто говорит лашон ара, не принимаются. Поскольку мецора злословил, его молитвы не помогут. Он нуждается в других людях, чтобы они за него молились (Шмират алашон).

ВСЕ ДНИ, ЧТО ПРОКАЗА ОСКВЕРНЯЕТ ЕГО, …БУДЕТ ОДИН — ВНЕ СТАНА МЕСТО ЕМУ (Ваикра, 13:46)

Изоляция прокаженного дает ему время подумать и заглянуть в себя. Теперь он должен вспомнить всех, кто из-за него разошлись, счастье которых он разрушил. Удаленный от общества, он теперь испытывает одиночество и горечь, которые когда-то они пережили из-за него.

Рав Исраэль Салантер сказал: «Если человек говорит, что рав не может петь, а хазан не талмид хахам, он виновен в лашон ара. Но если говорит, что рав не талмид хахам и хазан не может петь, — это равносильно убийству» (Тнуат ѓамусар).


МЕЦОРА

БОГ СКАЗАЛ МОШЕ: ЭТО БУДЕТ ЗАКОНОМ О ПРОКАЖЕННОМ [мецора] В ДЕНЬ ЕГО ОЧИЩЕНИЯ: ЕГО ПРИВЕДУТ К СВЯЩЕННИКУ (Ваикра, 14:1, 2)

Мидраш (Ваикра раба) говорит, что слово мецора (человек, пораженный цараат) состоит из начальных букв выражения моци шем ра (создает плохое имя — сплетничает, наговаривает, клевещет). В наказание он заболевает цараат. Мидраш к стиху иллюстрирует связь этой болезни и лашон ара:

Один торговец ходил из деревни в деревню в окрестностях Ципори (Галилея) и кричал: «Кто хочет купить эликсир жизни?»

Раби Янай услышал и позвал к себе, сказав, что хочет купить. Но разносчик ответил: «Тебе и подобным тебе такой товар не нужен».

Но раби Янай настоял, чтобы разносчик продал ему. Тогда, вынув книгу Теилим, разносчик показал ему стих: «Кто человек, который хочет жить и любит долгие дни, чтобы видеть добро? Береги язык свой от зла и уста свои ото лжи» (Теѓилим).

И воскликнул раби Янай: «Всю жизнь я читал этот стих и никогда по-настоящему не понимал, пока не пришел этот разносчик и не сказал мне: Кто человек, который хочет жить…»

Комментаторы отмечают, что разносчик выбрал деревни близ Ципори (около Тверии), чтобы нести там послание о необходимости беречь от зла язык. В это место приезжали подышать целебным воздухом многие больные (см. Ктубот), и разносчик учил их искать исцеления не только для своих тел, но и для душ, оберегая свой язык (Диврей Нафтали).

ЭТО БУДЕТ ЗАКОН О ПРОКАЖЕННОМ В ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ: ЕГО СЛЕДУЕТ ПРИВЕСТИ К СВЯЩЕННИКУ, А СВЯЩЕННИК ВЫВЕДЕТ ЕГО ИЗ СТАНА И ОСМОТРИТ, ИСЦЕЛИЛАСЬ ЛИ ОТМЕТИНА ПРОКАЗЫ (Ваикра, 14:2,3)

Какие же средства требуются, по Торе, чтобы очистить мецору, когда он уже очистился физически: «Тогда повелит священник взять для проходящего очищение двух живых чистых птиц, кедрового дерева, красную нить и эзова (травы)» (стих 4). Тора продолжает еще долго описывать все средства и процедуру, необходимые для духовного очищения. Это учит нас тому, сколь тяжким грехом является лашон ара и как следует удаляться от этого греха (Хохма умусар).

ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ СВЯЩЕННИК ОДНОГО БАРАНА, ПРИНЕСЕТ В ПОВИННУЮ ЖЕРТВУ С ЛОГОМ [мера жидкости] МАСЛА И ВЗМАХИВАЕТ ЭТИМ КАК ПРИНОШЕНИЕМ ВЗМАХИВАНИЯ ПРЕД БОГОМ (Ваикра, 14:12)

Сфорно объясняет, почему мецора должен был принести повинную жертву. Тот, кто говорит лашон ара, обычно делает это тайно, не сознавая до конца Божественное всеведение Вездесущего. Он, как и тот, кто неправильно использовал священную собственность (меила), должны принести повинную жертву Богу.

Эту идею разбирает и Йереим, объясняя талмудическое высказывание, которое приравнивает лашон ара к атеизму (Арахин). Злословящий принимает меры, чтобы его не услышал тот, о ком он говорит, но забывает, что Всевышний слышит каждое слово.


С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.