Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У жены тяжелая беременность, надо следить за движением плода и если что — немедленно в больницу...

Темы: Суббота, Беременность, Спасение жизни, Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, моя жена находится в начале девятого месяца беременности. Беременность проходит довольно тяжело. Врач сказал, что жена должна следить за движением плода и если она не будет чувствовать движений долгое время, немедленно ехать в больницу, т.к. это может быть опасно для ребенка. А что нам делать, если это случится в Шаббат?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Если существует опасность для плода, безусловно, необходимо ехать в больницу даже в субботу и делать все необходимое для его спасения. Это ни в коем случае не считается нарушением субботы, а наоборот — выполнением заповеди спасения человеческой жизни.

Дело в том, что, во-первых, если, не дай Б-г, с плодом, что-то случается, то в большинстве случаев это является угрозой для жизни матери (Рош, Йома 8:13). А, как известно, человеческая жизнь является высшей ценностью. Поэтому, когда человеческой жизни угрожает опасность, разрешено нарушать субботу ради ее спасения. Этот закон выводится из следующего стиха Торы (Ваикра 18:5): «Соблюдайте уставы Мои и законы Мои, исполняя которые человек будет жить ими». Талмуд (Йома 85 б) объясняет: «…жить ими, а не умирать из-за них», т.е. когда соблюдение заповедей может поставить под угрозу человеческую жизнь, даже самый строгий запрет Торы отменяется. Это относится не только к субботним запретам, но и ко всем остальным запретам за исключением идолопоклонства, прелюбодеяния и убийства.

Во-вторых, даже если теоретически жизни матери не угрожает опасность, все равно необходимо ехать в больницу, поскольку спасение жизни плода также является достаточным основанием для нарушения субботы (Бе-аг, автор Галахот Гдолот, приводит Торат а-Адам; Ритва, Нида 44 б; Беур Галаха 330). В данном случае приведенное выше объяснение — «будет жить ими» — неприменимо, т.к. плод еще не является полноценным живым человеком. У этого закона — иное обоснование. Спасать жизнь плода необходимо либо в соответствии с принципом, приводимым в Гемаре (Йома, 85 б): разрешено нарушить одну субботу, чтобы дать человеку таким образом возможность соблюсти множество суббот; либо поскольку разрешено нарушать субботу даже для спасения «потенциальной» жизни, еще не начавшейся (Беур Галаха 330).

Если некоторое время движения плода не ощущаются, врачи советуют съесть что-нибудь сладкое и полежать на боку, это зачастую приводит к возобновлению движений плода (Орхот Шабат 20, прим. 80).

Пусть Всевышний пошлет легкие роды Вашей жене.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше